Ответы на поступившие от священнослужителей вопросы на Епархиальном собрании Минской епархии 5 января 2012 г. (стенограмма)

Стенограмма существенно различается с официальной версией.

На вопросы отвечал викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин.

Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, 2012 год государством объявлен годом книги, можно ли рассчитывать на помощь в формировании приходских сельских библиотек посредством предоставления льгот со стороны книгоиздателей и распространителей.

Ответ: Да, это возможно. Обращайтесь письменно, будем рассматривать и по мере сил привлекать наших издателей и распространителей по этому богоугодному делу.

Вопрос: Возможно ли иметь духовников при благочиниях.

Ответ: Да, это возможно, есть такая практика, как например, священнослужители Борисовского благочиния, Червенского, Крупского и Березненского имеют возможность приезжать в Борисовский кафедральный собор и исповедоваться у почетного настоятеля протоиерея Иоанна Мисеюка. Если в других благочиниях также есть возможность организовать эту работу, то пожалуйста, письменно обращайтесь, предоставляйте кандидатуру, и этот вопрос будем решать.

Вопрос: К кому можно обратиться в случаях недоуменных вопросов касательно богослужебного устава. Например, Рождественский пост начинается в понедельник. Можно ли было совершить Таинство венчания накануне в воскресенье.

Ответ: Можно заметить, что в наших церковных календарях есть указание о том, в какие дни совершается таинство венчания. И общий смысл такой, что таинство венчания предполагает потом супружеское общение, и это недопустимо накануне среды и пятницы, воскресных и праздничных дней, начала поста, поэтому это уже сразу как бы атоматически определяет. И к кому можно обращаться по подобным вопроосам, это можно рекомендовать отца Георгия Латушко, который преподает Практическое руководство для пастырей и других священнослужителей можно. Собственно по богослужебному уставу к отцу диакону Николаю Авсиевичу. Можно обращаться к преподавателям Минских духовных школ, к преподавателям Института. Ну и вообщем-то ищущий всегда найдет, кого вопросить.

Вопрос: Уважаемый и горячо любимый владыка, прихожане желали бы собрать подписи в поддержку о.Ефрема, возможно ли благословить сие?

Ответ: Надо сказать, что о. Ефрем при посещении им Беларуси имел общение со многими приходами, со многими богомольцами, и, естественно, это давало им какое-то представление об этом человеке, о его образе жизни, поэтому естественно в наше время как-то поддержать отца Ефрема, прежде всего это молитвой и можно предпринимать какие-то меры, ходатайства к светским властям, котрые могут повлиять на решения данного вопроса. На сайте пектусия и собор бай также имеется соответствующая информация для писем, с которыми можно обращаться. Тем более, что и святейший патриарх направлял соответствующее письмо, и сам владыка митрополит наш и владыка председатель внешних церковных связей также направлял соответствующее ходатайство.

Вопрос: На декабрьском Синоде был принят документ О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. В частности, там говорится:

«Осуществляя организационную и методическую деятельность в области катехизации и религиозного образования, профильный епархиальный отдел (ответственный епархиальный сотрудник) определяет методику и формы проведения огласительных бесед и бесед перед Таинством Венчания».

Предлагаю дать задание соответствующему отделу разработать унифицированную методику огласительных бесед перед Крещением для всех храмов епарпхии и издать соответствующие пособия и листки для раздачи приступающим к Таинствам.

Ответ: В соответствующем направлении уже ведется работа, и, видимо, тут необходимо не только отделу по катехизации и религиозному образованию, но и миссионерский отдел необходимо подключать и, естественно, это необходимая часть нашей жизни.

Вопрос: Сегодня многие обращаются с просьбой обвенчаться второй раз. Если уже имеется епархиальный документ, свидетельствующий о снятии благословения с первого союза, необходимо ли еще получать специальное благословение на второй брак?

Ответ: Да, такое благословение от архиерея на вступление во второй брак, а также третий необходимо. При этом надо заметить, что второй брак долгое в церковной практике не получал благословения. Так, согласно 4-му правилу Василия Великого, архиепископа Кесарии Кападокийской, второбрачных отлучали от святого причастия на один год, а некоторых и на два. Сейчас же Церковь стала допускать благословение второго и даже третьего брака.

Необходимо заодно сказать и о третьем браке. Церковь смотрит на него лишь как на принимаемое послабление, лучшее, чем просто сожительство, открытый блуд, и не подвергает вступивших в брак каким-то прещениям, вплоть до расторжения, а только налагает какие-то канонические прещения. И важно при этом, чтобы лица, которые готовятся вступить во второй брак, чтобы они осознали ошибку, сделали правильные выводы и чтобы не было у них уже второй, третьей попытки и т. д. Важно, чтобы это все было осознанно и было соответствующее покаяние, причем церковные каноны предполагают, что при расторжении брака не имеет права вступать в брак тотчас не только виновная сторона - она лишается этого права по церковным правилам до конца своей жизни - но и та сторона, которая, казалось бы, и не виновна. Нужно какое-то время, чтобы человек все-таки осознал, что в браке всегда виноваты две стороны. И, естественно, что в наше время надо применять и икономию и не следовать строго правилам, которые порой не помогают, а где-то прижимают к земле человека. Ну и отступать полностью от правил, конечно, не допустимо.

Вопрос: Можно ли венчать пару, в которой один из супругов —нехристианин, например, мусульманин?

Ответ: Нет, нельзя. И об этом уже говорилось в докладе, а также вот на эти вопросы, как на многие вопросы, что поступили, можно найти ответ в социальной концепции Русской Православной Церкви, и это пособие должно быть по сути дела настольной книгой для каждого священнослужителя при разрешении каких-то вопросов.

Вопрос: Вышел Закон Республики Беларусь о вспомогательных репродуктивных технологиях, где регламентируется искусственное оплодотворение и легализуется суррогатное материнство. Как к нему относиться?

Ответ: Опять же обратимся к Основам социальной концепции Русской Православной Церкви. В этом документе говорится, что «к допустимым средствам медицинской помощи (при бесплодии) может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений». Однако далее говорится, что использование подобных технологий должно исключать не только всякое донорство, но и всякое умышленное уничтожение зародышей — как уже во чреве женщины,  так и вне его. Эмбрион — это человек на определенной стадии своего развития, поэтому и наше отношение к эмбриону должно быть соответствующим: как к человеку!  Поэтому все методики и технологии, которые предполагают умерщвление остальных эмбрионов, они недопустимы с точки зрения православной церкви.

Православный взгляд на материнство и святость человеческого тела не совместим с таким понятием, как «суррогатное материнство». Суррогатное материнство не должно быть допускаемо в принципе! И если мы хотим и всеми силами стараемся иметь полноценную здоровую семью в нашем обществе, то, естественно, вот эти случаи нужно сводить к минимуму, а с точки зрения православия они недопустимы. Поэтому задача каждого священнослужителя на своем месте объяснять прихожанам и не допускать вот этих случаев, помня о том, что всякий грех  несет за собой тяжкие последствия и не было такая простая народная присказка: жили без ребенка – были в печали, родился ребенок – еще больше скорбь постигла.

Вопрос: Уже 17 лет как белорусы лишены выходного дня на торой день Святой Пасхи. Наши соседи в России, Украине, Польше и Прибалтике имеют возможность праздновать Святую Пасху в храмах и в домах с семьей, а не у станка на рабочем месте. Люди постоянно обращаются с вопросами к духовенству о том, когда же и в нашей стране появится возможность выходного на второй день Пасхи. Можно ли еще раз поднять этот вопрос перед властью.

Ответ: Думаю, что можно, и неоднократно уже этот вопрос поднимался на встречах на различных уровнях и на последнем Святом Синоде при встрече с главой нашего государства, и думаю, что здесь нам уместно будет попросить Леонида Павловича и в удобном случае опять же поднять.

Вопрос: На последнем Архиерейском соборе было принято особое постановление "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших", которому предшествовали такие слова Патриарха в его докладе:

 "Во многих епархиях есть своя Голгофа – место, где в годы гонений расстреливались узники, лагерь или тюрьма, где пребывали исповедники Христовы нового времени. Необходимо озаботиться тем, чтобы на этих святых для нашей Церкви местах непрестанно возносилась молитва, чтобы верующие совершали туда паломничества. ризываю Преосвященных во взаимодействии с государственными властями рассмотреть вопрос об увековечении памяти пострадавших за веру: возводить храмы, часовни, воздвигать поклонные кресты".

И у нас в Минске есть такая Голгофа. Более того, сам Патриарх и напомнил о ней в выступлении на торжественном акте в Дворце Республики во время своего пребывания в Беларуси в сентябре 2009 г.:

В середине прошлого столетия всему миру стали известны названия, дотоле незаметные на многострадальной белорусской земле. Я имею в виду урочище Куропаты под Минском, где богоборческими властями были безвинно расстреляны десятки тысяч людей, и Хатынь, символизирующую 136 белорусских деревень, сожженных нацистами и их приспешниками вместе с жителями.

Как исполняется благословение Патриарха в отношении Куропат?

Ответ: Спасибо за напоминание. И в отношении этого вопроса, конечно, будут предприниматься какие-то шаги. Хотя в наше время достаточно сложно начинать строительство нового храма. Мы слышали о том, сколько сейчас храмов строится в Минске, и необходимо скорее завершить те, которые уже имеются. Но благодаря нынешнему нашему собранию дана  возможность ходатайствовать перед властями о постановке этого вопроса .

Вопрос: В 90-е годы Синод Белорусского Экзарахата в устном порядке благословил использование белорусского языка в частных требах по просьбе заказавшего требу.

Можно ли поддтвердить это благословение, а также рассмотреть вопрос о возможности совершать на белорусском языке и общественные богослужения, если есть желание достаточной части прихожан?

Ответ: Да, это возможно, и есть тому примеры, Петро-Павловский собор г. Минска, где совершается Божественная литургия на белорусском языке, и многие жители Минска любят посещать это богослужение, и поэтому у кого есть расположение к тому, чтобы совершать богослужение на белорусском языке   надо все-таки учесть мнение прихожан, чтобы это не послужило разделению прихода и пожалуйста обращайтесь за благословением в епархию. Тем более, что и сегодня во время доклада вы слышали о том, что необходимо при удобном случае также использовать возможность чтения на белорусском языке, на русском языке паримий, Евангелия Апостола в целях, чтобы было более понятно прихожанам. Важно также и проповедь произносить на белорусском языке там, где чувствуется в этом потребность, и этим самым мы сможем привлечь и белорусскоговорящих жителей нашей республики. Особенно некоторая часть интеллигенции очень любит, чтобы что-то говорилось и совершалось в храме на белорусском языке. Это не значит, что мы подстраиваемся, но надо учитывать желания этой части нашего населения, нашей паствы.

Вопрос: Ваше Высокопреосвященство! В настоящее время все более становится распространенной практика кремации умерших. Можно или нельзя отказывать в церковном погребении человека, тело которого было или будет кремировано?

Ответ: По учению Церкви тело есть храм Духа Святого, и мы знаем, что после смерти человека тело предается земле, но душа не погибает, она относится горе к Престолу Божия и определяется ее путь И вот , исходя из этого, православные всегда уважительно и с благоговением относятся к телу умершего и предают его должному погребению, выражая тем самым свою любовь и почтение к умершему. Сама же кремация, когда совершается, в она общем-то имеет другое значение. У нас принято сжигать также мусор, ненужные вещи. Может быть это грубое сравнение, но все-таки оно приходит на ум. Несмотря на то, что Церковь отрицательно относится к кремации, и это является грехом – или умершего, который просил об этом, или родственников, которые так считают, так им проще, так им лучше, удобней, все-таки, если кремация совершается, то нельзя отказывать умершему в отпевании. И священник должен совершить чин погребения над телом усопшего перед кремацией, должен предупредить о том, что этот грех , постараться предотвратить этот случай, но если не получается, значит священник снимает с себя ответственность, его пастырский долг выполнен и совесть чиста. Или же можно также совершать заочное погребение усопшего, если его тело уже было кремировано.

Вопрос: Кто не может быть восприемником при крещении?

Ответ: Все случаи здесь невозможно перечислить, но если мы задумаемся над тем, какие обязанности возлагаются на восприемника, то тем самым получим многие ответы. Восприемник должен научить, наставить своего крестного ребенка в истинах православной веры. Естественно, это сможет сделать только человек, который сам крещен, который сам живет жизнью Церкви, понимает ее хорошо, который имеет хорошее нравственное состояние, который заботится о своем духовном росте и пользуется должным авторитетом среди других людей, который имеет возраст совершен, и поэтому восприемниками не могут быть дети до 14-ти лет. Не могут быть восприемниками люди, которые имеют какое-то повреждение умственной способности, душевнобольные и т. д. Монахи и монахини не могут быть, только в исключительных случаях по благословению правящего архиерея. Родители собственных детей. Лица состоящие между собой в браке либо жених и невеста. При этом супругам разрешается быть восприемниками детей одних родителей, но разных детей. У когото-то постарше, у когото-то помладше, но при этом, чтобы это было в разное время.

Вопрос: Может ли при совершении Таинства Крещения быть восприемником одно лицо, но противоположное полу крещаемого?

Ответ: Нет. При крещении обязательно должен быть восприемник одного пола с крещаемым, причем при крещении девочки должна быть женщина, а при крещении мальчика должен быть мужчина. 

Вопрос: Существуют ли какие-либо минимальные требования при проведении оглашения перед Таинством Крещения?

Ответ: Эти требования указаны в документе, принятом на последнем заседании Священного Синода, состоявшимся 27 декабря 2011 года, и обозначенном как «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Там, в частности, сказано: «Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения (то естьь это определение касается лиц оглашаемых), а также лица, готовящиеся стать восприемниками. Причем необходимо, чтобы проводилась несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, (то есть указывается некоторый объем оглашения) .

Далее: Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности… На первой беседе особое внимание должно быть обращено на мотивацию принятия таинства крещения, чтобы человек понимал, для чего он вступает в Церковь, принимает святое крещение, что это для него.

Далее: “На второй беседе    необходимо преподать общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей” То есть чтобы человек мог осознанно прочитать Символ веры и понимал каждое слово, которое он произносит. Понимать содержание молитвы “Отче наш”, других основных молитв, которые содержатся в молитвослове.

Далее: Вот эти все беседы, они предназначены к тому, чтобы побудить приходящего в Церковь, желающего принять святое крещение, чтобы человек изменил жизнь,   чтобы он последовал за Христом, расположить человека к этому. И важно предостеречь от того, чтобы не было формальное, начетническое перечисление каких-то фактов, основ нашей веры, причем в большом таком объеме, и когда это делается сухо, автоматически, то, естественно, это не принесет результата. Тут вспоминается такой случай, когда в Католической церкви однажды один прихожанин увидел, что лукавый дух помогает пастору произносить проповедь, причем проповедь достаточно объемную, научно обоснованную, на какие-то факты опирается. И у человека было большое недоумение, отчего же это происходит. И когда он задал этот вопрос и с молитвой искал ответа, то ему было открыто, что это лукавый дух помогает проповеднику из-за того, что тот произносит проповедь с холодным сердцем. Нормально, качественно, с фактами, но с холодным сердцем. Поэтому и оглашение не должно быть с холодным сердцем, оно должно зажечь человека, показать красоту нашей православной веры и чтобы он стал постоянным прихожанином. Не захожанином, не посещающим церковь только на праздник Пасхи и на Рождество, а чтобы он жил церковной жизнью. Пусть даже какие-то истины он не до конца воспримет, но если у него есть живое желание, то это можно впоследствии наверстать.

Вопрос: Существуют ли какие-либо требования по оглашению к лицам, вступающим в церковный брак?

Ответ: Опять же эти требования выражены в последнем постановлении Священного Синода в конце прошлого года, где в разделе «Духовное просвещение крещеных людей» говорится о необходимости подготовки верующих к Таинству Брака. Почему у нас распадаются браки? Оттого что люди порой вступают в брак и не понимают, что за этим стоит, какие взаимные обязанности супругов, кто глава малой церкви и какие взаимные обязанности супругов, и важно научить и предупредить, чтобы они понимали взаимные обязанности. Поэтому должны быть подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага. И предупредить о том, что очень важно, чтобы брак был один раз заключен и на всю жизнь, и чтобы это было все взвешено, пусть несколько повременить, подождать, испытать себя. И предупредить о том, насколько грехи до брака могут сказываться в последующей семейной жизни. И чтобы люди все это учитывали и чтобы не представлялась им семейная жизнь как только медовый месяц в протяжении всей жизни. И важно, чтоб они знали и впоследствии пришли в Церковь, когда у них возникнут какие-то сложности или трудности, и спросили у священника: как нам быть, как нам поступить. Поэтому важно не только повенчать, не только рассказать о браке, но и установить должную связь с молодой супружеской парой, и чтобы они видели в священнике доброго пастыря, отца, который им поможет и поддержит в трудную минуту.

В контексте ответа на данный вопрос хотелось бы также призвать всех присутствующих обращаться и знакомиться с информацией, которая имеется на сайтах как патриархии, так и наших белорусских. Также просим епархиальный отдел, отдел по образованию, повторно, чтобы продумали и в свете нашего сегодняшнего общения помещали своевременно необходимую и нужную информацию для приходских священников, чтобы давать добрые советы на вопрошения нашей жизни.

Вопрос: Приходиться сталкиваться с тем, что некоторые священники оставляют свои визитные карточки в агентствах ритуальных услуг и моргах с предложениями «грамотно и качественно» совершить обряд погребения. Насколько правомерно священнику предлагать совершение Таинств и треб подобным образом, не превращается ли это в профанацию священнодействия? Если да, то как пресекать подобные явления?

Ответ: Чем руководствуется человек, священник, который так поступает? Видимо, каждому нетрудно заключить. Но поставим себя на место того человека, который приходит с горем в церковь. Он спрашивает, обращается к свещнице или кому, и спрашивает: у меня умер человек, что делать, как погребсти его, как проводить его в последний путь. Здесь ему предложат молитву, здесь предложат утешение, здесь подскажут, как заказать сорокоуст, дадут все необходимое и предложат прийти в храм потом и молитву. Опять же это через скорбь через эту приходит человек в храм, приходит к Богу. Если же этот человек в морге получает все необходимое, и священник по последним таким современным способам осуществляет очень все быстро, компактно, но делает это формально и очень быстро: сегодня в один день одного, второго, третьего, поступают заказы, и если он, священник, будет отпевать умершего, как он это будет делать? Ведь надо переживать, сочувствовать человеку. Мало просто совершать, вычитывать требы, совершать панихиду, отпевание, нужно сопереживать, скорбеть и разделять их скорбь, боль, и тогда только в таком случае будет какая-то польза. А если это делается формально, что от этого ожидать? Опять же такая же ситуация, о которой мы говорили, когда формально произносится проповедь. Мы должны использовать этот момент, чтобы утешить людей и расположить к посещению храма Божьего.

Вопрос: Имеет ли право священнослужитель отказаться от сдачи отпечатков пальцев, будут ли канонические прещения?

Ответ: Этот вопрос был актуален в прошлом году и сейчас он многих тревожит, обращаются к Владыке Экзарху и Владыка такой давал ответ, что я никого не запрещаю и никого в шею не гоню на эту процедуру. Но все-таки так как есть смущение у священнослужителе, оно в общем-то обосновано, потому что священник, который является, должен быть образцом по своему положению, по своему сану для всех людей, он сдает отпечатки пальцев и это предполагает какое-то возможное подозрение в дальнейшем о том, священник может совершить какое-то неправое действие, которое в дальнейшем может повлечь за собой вмешательство каких-то судебных органов. Поэтому, естественно, этот вопрос смущает, и тут, видимо, надо нам попросить Леонида Павловича сделать какое-то пояснение. Просим, пожалуйста, Леонид Павлович.

Гуляко: Я не могу трактовать по-другому, как это трактуется и требуется в обществе. Дело другое, что любые законодательные акты хотя и долговременны, но могут в них вносится дополнения и уточнения, как принято говорить у чиновников, в установленном порядке. Поэтому свое личное трактование - это не совсем правильно.

Епископ Вениамин: Более точно, по этому вопросу, как можно действовать священнику, но Вы, видимо, ответили на этот вопрос, что главное закон, а если это выходит за рамки закона, то, видимо, надо учитывать, какие могут быть соответствующие последствия от этого. Нужно благоразумие и рассуждение по данному вопросу.

Вопрос: Владыка, многие распространяют слухи о 2012 годе, о календаре мая, о метеорите падающем. Этим сеется паника среди верующих. Пожалуйста, сообщите, как отвечать подобным слухам.

Ответ: Отец Евгений Свидерский, просим объяснить....

Реплика: точную дату (смех)

Никто не знает, как нам говорит Священное Писание, поэтому на местах необходимо нам, дорогие пастыри, об этом объяснять.

Вопрос: Планируется ли внесение на обсуждение правительства предложение о запрете абортов?

Ответ: Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Но, видимо, раз этот вопрос поступил, над было бы.

Митрополит Филарет: Не надо, не надо Спасибо, Владыка, за дискуссию. Повестка нашей встречи исчерпана. Мы плодотворно потрудились. Полагаю, мы достойно потрудились. И это хорошее завершение рождественского поста. После сегодняшней встречи нам будет о чем подумать. Значение нашего собрания не ограничивается тем, что мы сегодня услышали. Важно то, что мы собрались и увидели друг друга. Господь говорит “где двое или трое собраны во имя моё, там Я посреди них”. Верим, что, действительно, Христос посреде нас! Совсем недавно мы отмечали гражданское новолетие, вскоре мы будем праздновать Святое Христово Рождество. Эти два праздника обрамляют наше собрание и придают ему особое настроение. Пусть сегодняшняя встреча укрепит нас и вдохновит на новые труды на благо Матери-Церкви и нашего Отечества, родной Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Рубрыка: