Загадки белорусского демарша

На почетном девятнадцатом месте Итогового документа Общего собрания епархий Минской митрополии Московского патриархата, которое состоялось 16 декабря, значится: “Просить митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священным Синодом о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии”.

Такое положение документа появилось как следствие заявления митрополита Павла на том же собрании, которое он сделал не в докладе, а в контексте “я еще займу минут пять вашего времени… давайте я еще на два вопросика постараюсь ответить”, - заявления, которое стало сенсационным: «Смотрите – в Эстонии два епископа – самоуправляемая церковь, в Латвии два епископа – самоуправляемая, в Молдове пять епископов – самоуправляемая, у нас 16 епископов – мы не самоуправляемая! Где-то даже обидно становится. Так что я буду, наверное, подымать этот вопрос. Даже не знаю, какая будет реакция и решение, но поскольку мы [аплодисменты]...Спасибо за поддержку… Двадцать лет назад меня это не задевало, сегодня меня это задевает, потому что здесь уже честь Белорусской Православной Церкви [аплодисменты]. Сегодня Русская Православная Церковь, которая находится территориально в границах Российской Федерации это, сами понимаете, мощная церковь, Украинская Православная Церковь тоже мощная церковь, а третья-то идет – Белорусская! Поэтому, конечно, если с вашей стороны будет поддержка, вопрос этот будем подымать, если с вашей стороны будут направлены еще и пожелания и письма, тогда будем обсуждать, тогда будем выносить этот вопрос на решение Синода. Я сторонник того, чтобы Белорусская Православная Церковь была мощная крепкая, но, как вы сами понимаете, здесь никто из нас не собирается выходить из-под омофора Русской Православной Церкви, ни в коем случае… У нас был патриарх, есть патриарх, поэтому давайте жить в тех условиях, исполняя дух и традиции нашей церкви. Но некоторые моменты будем все равно продвигать…».

В предварительной редакции Итогового документа формулировка была несколько иной: “Просить Высокопреосвященнейшего митрополита Павла поставить перед Синодом Белорусской Православной Церкви вопрос о возможности предоставления Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой церкви в составе Русской Православной Церкви”.

Подоплёку курса на самоуправление следует видеть именно в изменении формулировки. Если предварительная ее редакция включала в процесс получения самоуправления такого актора как Синод Белорусской Православной Церкви, который, по идее, и должен был бы стать основным носителем самоуправления, то принятая в качестве официальной формулировка уже выводит Синод БПЦ из процесса обсуждения и ходатайства. Это повторяет ситуацию годовой давности, когда при назначении нового митрополита Минского, Московский патриархат полностью проигнорировал Синод БПЦ и, во-первых, назначил Патриаршим Экзархом не одного из белорусских епископов, а совершенно внешнего для Белорусской Церкви человека, гражданина Российской Федерации, а во-вторых, просто поставил этот самый Синод и всю БПЦ перед фактом, безо всяких консультаций и обсуждений по кандидатуре и по моменту назначения.

Самоуправление как таковое было актуально год назад, оно позволило бы Синоду БПЦ самостоятельно, хоть и из списка кандидатов, утвержденных Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ МП, избрать митрополита Минского; а также, вводило бы новую форму управления Церкви в Беларуси - Собор, который мог бы избрать предстоятеля местной Церкви. Теперь же, когда новый предстоятель уже назначен по старым правилам, Синоду белорусских епископов, которые уже много лет живут и управляют в Беларуси, активизировать функцию относительно самостоятельного выбора митрополита Минского в ближайшее время не светит, не говоря уже про какой бы то ни было местный белорусский Собор.

Решение о необходимости повышения статуса Белорусской Православной Церкви имеет непонятное юридическое значение. В выступлении митрополита Павла оно прозвучало между прочим, в Итоговом документе оно на девятнадцатом месте, митрополиту Павлу предлагается ходатайствовать о предоставлении БПЦ статуса самоуправляемой Церкви от имени собрания епархий Минской митрополии, никакого предварительного обсуждения данного вопроса ни в Синоде (по крайней мере, если судить из опубликованных журналов, которые уже утверждены в Москве), ни среди священства, ни среди широких кругов православных не проводилось. Никто не готовил детальных разработанных докладов, основным мотивом была некая эмоциональная реакция, “обида”, высказанная в форме реплики.

Основные элементы искомого “самоуправляемого статуса” - соборность и роль Синода в принятии решений - проигнорированы, значит не к ним и стремятся. Самому митрополиту Павлу, который в качестве Патриаршего Экзарха всея Беларуси в нынешней системе РПЦ МП достиг своего абсолютного карьерного пика, теперь только изменение статуса управляемой им церковной единицы может помочь карьерный рост продолжить - он может вырасти до предстоятеля. Хотя, наверное, он не совсем продумал для себя юридические последствия предоставления Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой.

Во-первых, дело выглядит так, будто Павел планирует занять этот пост “автоматом”, уже сейчас будучи квази-предстоятелем. Но Устав РПЦ МП четко определяет, что “Предстоятель Самоуправляемой Церкви избирается Собором из числа кандидатов, утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом” (XI.4), а гарантий, что Собор изберет предстоятелем именно Павла, нет никаких.

Во-вторых, составители Итогового документа явно не в курсе и других юридических деталей, предусмотренных Уставом РПЦ МП, ставя вопрос о предоставлении статуса самоуправляемой Церкви перед “Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священным Синодом”, ведь такой вопрос находится вне компетенции данных органов, поскольку “решение об образовании или упразднении Самоуправляемой Церкви, равно как и определение ее территориальных границ, принимается Поместным Собором” (XI.2), а уже на основании такого решения издается Патриарший Томос, который и определяет объем самоуправления. Ближайший Поместный Собор РПЦ МП, вероятнее всего, состоится не ранее, чем будет необходимость избирать нового Патриарха, а такая необходимость также не выглядит пока близкой перспективой.

Конечно, овации священников Минской епархии, которых вдруг эмоционально прорвало на замечание митрополита Павла о достоинстве Белорусской Православной Церкви, нельзя сбрасывать со счетов. Настроения священнослужителей были не без повода - именно прошлогоднее назначение Патриаршим Экзархом митрополита Павла сильно повлияло на настроения в среде священников и мирян. Проигнорировав мнение Церкви в Беларуси, навязав ей в качестве лидера рядового российского иерарха, в определенном смысле унизив белорусский епископат, не посчитавшись с субъектностью Белорусской Православной Церкви, Московский патриархат породил понятную реакцию сопротивления постфактум. Поэтому аплодисменты, сорванные митрополитом Павлом 16 декабря 2014 г., были знаком не только поддержки ему, но и протеста против него, против того, что произошло 25 декабря 2013 г.

Источник: Портал Кредо

Наталья Василевич

Рубрыка: