Миссия, природа и современные вызовы

Консультационная встреча работников православных молодежных организаций в рамках Синдесмоса Швейцария, Боссе, 27 марта – 2 апреля 1999 Вводная лекция

 

«Совсем не так уж часто бывают встречи 28 православных молодых людей из девяти разных стран. Именно такое событие произошло в Женеве с 8 по 13 января 1949 года. Пять дней, погруженных в неописуемую атмосферу Единой Христовой Церкви. Все православные. Каждое утро литургия на арабском, греческом и русском. Каждый вечер – повечерие. Постоянное состояние молитвы и преданности общему делу создавало священную атмосферу, в которой успешно проходило обсуждение самых сложных тем.

Как нам, православным, преодолеть нашу болезнь, а именно, как преодолеть наше равнодушие друг ко другу, одной православной Церкви к другой? Путешествуя в разные страны, мы никогда не стремимся встретиться с православными из других Церквей. Мы думаем, что если мы едины и наша вера содержит одни и те же догматы, нам нет необходимости друг с другом встречаться. Так, мало-помалу, мы дожили до таких времен, когда каждая из православных Церквей имеет собственные сношения и лучшее взаимопонимание с церквями других деноминаций, чем с Церквями православными! Более того, по политическим ли то причинам или в связи с различными влияниями извне, но истина такова, что православные перестали доверять друг другу, что является, конечно же, отрицанием нашей общей веры.

Какое служение православным Церквям может сегодня предложить наша молодежь? В этом состояла боль и все стремления тех 28 молодых людей. Каким образом мы можем сотрудничать более эффективным образом на уровне поместных православных Церквей, чтобы помочь им в работе с молодежью и установить братские связи с другими православными Церквями?

Встреча носила отнюдь не теоретический характер. Ее целью был поиск поиск более эффективных методов сотрудничества и, что самое важное, методов более эффективного участия Церквей в экуменическом движении. В этом проявилась наша озабоченность огромной ответственностью, возложенной на нас в наш век. Я имею в виду братское сотрудничество с молодежью из протестантских организаций, а также священное желание прийти к подобному сотрудничеству с католической молодежью. Однако если наше участие [в экуменическом движении] заключается только в наших постоянных речах о том, что мы участвуем и какие чувства священной сентиментальности мы испытываем, тогда в этом нет никакого смысла. Наша цель, согласно заявлению комитета, обсуждавшего экуменизм, состоит в том, чтобы быть «живыми свидетелями Православия», подчеркивая определенные догматы, ясное понимание которых отсутствует у протестантов и осуществляя влияние правильными формулировками догматического учения. Особое влияние необходимо уделять важнейшему значению Девы Марии в нашей ежедневной жизни, в семье и в Церкви.

Институт Босси, принимавший нас, прожил пять дней в чистой православной атмосфере, и его маленькая домовая церковь каждый день оглашалась греческими и русскими песнопениями. И хотя очевидно, что данная встреча была неофициальной, но, возможно, она послужит хорошим началом, первым смелым шагом, влияние которого на «лучший завтрашний день» никто не может предсказать.

Мы привыкли после каждой международной встречи мечтать о будущем. В данном случае давайте не будем открывать их. Лучше дадим возможность реальности будущего говорить самой за себя».

Такими простыми словами 25-летний молодой человек по имени Никос Ниссиотис описывал, 50 лет назад, встречу, проходившую в этом самом месте, где мы собрались сегодня, - встречу, которая явилась, без сомнения, наиболее решающей в длинной цепи событий, ставших вехами в предыстории Синдесмоса.

Ваше Высокопреосвященство, досточтимые отцы, возлюбленные братья и сестры!

Две недели назад, начав подготовку к данной вступительной речи, я вдруг осознал, насколько сложна задача, стоящая передо мной, но также какая это уникальная возможность - попытаться развернуть картину предыстории и жизни Синдесмоса перед аудиторией, в которой сидят люди, лично участвовавшие в предыстории Синдесмоса послевоенного времени. Это бывшие сотрудники, составляющие живую историю братства, это присутствующие здесь члены Совета правления, и наконец, это те активные молодые участники, которые являются надеждой и будущим Синдесмоса в частности и Православной Церкви в целом. Я также знаю, что мне многого не хватает. Я недостаточно хорошо говорю по-английски. Я не историк и даже не богослов – я всего-навсего биолог-молекулярист по образованию, а в настоящее время работник молодежного церковного движения. Поэтому, пожалуйста, не ожидайте от меня многого. Я не буду углубляться в детали. И прошу вас также внимательно изучить материалы, розданные вам или присланные заранее по почте.

Я также хотел бы попросить вас не забывать о том, что история, так, как мы читаем о ней в книгах, как видим в документальных фильмах или даже по телевидению, не есть то, что реально произошло в данном месте в данное время. Это всего лишь то, что смогло просочиться через барьеры забвения и тщательно ограждаемой от любопытных взоров жизни частных лиц. Но даже из этой утечки, история – это то, что выжило после цензуры последующих поколений, которые первые судят, что из прошлого «приемлемо» и не ущемляет их гордости и какое прошлое послужит лучшим аргументом для доминирующих у них идеологий. Поэтому понятно, что прошлое может быть приспособлено к нашим желаниям гораздо лучше, чем будущее.

В течение многих веков Православие было «восточным», и вне всякого сомнения сохраняло духовное единство. Но целостность этого единства была все более повреждаема тремя важнейшими геополитическими изменениями:

1) На месте постепенно распадающейся Оттоманской Империи один за другим образовались национальные государства. Понятие национального государства было некоторым образом чуждо православной традиции, которая формировалась в период Византийской Империи. В итоге были созданы несколько Патриархатов и Автокефальных Православных Церквей.

2) Эмиграция православного населения по политическим, финансовым и другим причинам в Западную Европу, Северную и Южную Америку, Австралию и Африку расширила географический горизонт Православия и изменила его характер из восточного во вселенский. Вновь образовавшиеся местные Церкви игнорировали традиционный дух православной миссии и православной экклезиологии в целом. Их подход заключался в сохранении своего национального характера в иностранном окружении, которое часто рассматривалось как враждебное.

3) Русская революция 1917 года, а также тоталитарные правительства, установившиеся в странах Восточной Европы изолировали православное население этих стран от остального мирового Православия.

И наконец, во многом неприемлемые взаимоотношения между православными различного национального происхождения в так называемой диаспоре нельзя рассматривать лишь как одним из препятствий на пути к всеправославному единству. Такие отношения явились скорее результатом и доказательством частичного разрушения всеправославного единства на практическом уровне.

И только благодаря Главе нашей Церкви, Господу Иисусу Христу, и Духу Святому православные, разбросанные по всему миру, сохранили единство в таинствах и прежде всего единство евхаристическое. Только Господь Иисус Христос, Его Святый Дух позволяют нам сегодня по-прежнему, несмотря на все наши различия, преподавать друг другу целование братской любви.

Однако такая действительность создала историческую и духовную необходимость образования в Православной Церкви отдельного органа, который был бы специально ориентирован на восстановление полного единства между различными юрисдикциями. Как всегда в истории Церкви, отдельные вдохновенные и чуткие личности осознали эту необходимость и подготовили основу для образования такого органа. Можно назвать два события довоенной истории, являющиеся наиболее выдающимися примерами того, как семена всеправославного сотрудничества постепенно распространялись. Оба эти события перечислены в ваших хронологиях. Это, во-первых, Всеправославная конференция молодежи, прошедшая в 1930 году в Фессалониках, и, во-вторых, Съезд православных педагогов в 1936 году в швейцарском городе Дасселе. Однако катализатором этого процесса явилась Вторая мировая война. В послевоенный период все были озабочены поиском единства на всех уровнях. Естественным результатом этого было создание нескольких всемирных организаций, как светских, так и церковных. Георгий Ходр (George Khodre), один из основателей Синдесмоса, в настоящее время митрополит Гор Ливанских, писал в марте 1947 года:

«Провинциализм, нарушение принципа автокефалий, различия в языках и нациях, конфликты между церквями и юрисдикциями являются чумой православного мира. Филетизм можно назвать нашей подлинной ересью. Сегодня Церковь вступает в союз с государством, народом и нацией. Церковь не может исполнить свою миссию на земле до тех пор, пока не будет достигнуто единство Православия. Только в единстве Православие может свидетельствовать о своей вере перед лицом неправославных. Мы должны ревностно бороться против изъянов, от которых страдает вселенское Православие».

В июле 1947 года в Осло прошла Вторая христианская всемирная молодежная конференция, собравшая 45 православных участников. Они обсуждали, на неофициальном уровне, идею создания сети православных молодежных движений. Эта же мысль была повторена на более низком уровне на Первой генеральной ассамблее ВСЦ в Амстердаме в 1948 году. Отец Александр Шмеман был избран вице-президентом, а Ходр и Ниссиотис – членами Комитета молодежного подразделения ВСЦ. Подразденение желало бы иметь своим партнером всеправославную молодежную организацию. В сентябре 1948 года оно получило предложение, в котором утверждалось, что:

Скромный бюджет для этого события составлял 1270 швейцарских франков. Я не стану более рассказывать об этой конференции. Я уже цитировал сегодня текст Ниссиотиса в начале моего вступления, к тому же вы имеете полное и детальное описание той встречи в ваших материалах. Но я позволю себе процитировать еще три пункта:

«Участники выразили желание, чтобы все православные молодежные движения во всех автокефальных Церквях вступили в прямые контакты друг с другом для приумножения духовных сил и обмена опытом.

Комиссия выдвинула несколько предложений: ежегодная организация межправославных конференций по образцу Боссе; публикация специального периодического издания; участие в различных национальных съездах делегатов из зарубежных движений; установление дня молитвы за православную молодежь; а также обмен периодическими изданиями и корреспонденцией.

Для того чтобы сохранить контакты, установленные в Боссе, до образования официального органа, который гарантировал бы взаимоотношения между различными группами православной молодежи, конференция назначила Постоянно действующий комитет… который бы ознакомил всех потенциально заинтересованных с результатами встречи в Боссе и искал бы пути для практической реализации желаний, выраженных на конференции».

Несмотря на некоторые по-видимому возникшие разногласия по поводу того, как действовать дальше, в следующие за конференцией три года было организовано несколько значительных межправославных событий.

В сентябре 1952 года по инициативе Павла Евдокимова в парижском пригороде Севре была организована Конференция православной молодежи Западной Европы. Я не располагаю никакими документами с этой конференции. Все данные заимствованы мною из нескольких опубликованных интервью, из которых наиболее заслуживает доверия интервью доктора Иоанна Лаппаса. В одном более позднем тексте (1956) содержится мнение Ниссиотиса о том, что Синдесмос был основан на уровне идеи в 1949 году, а фактически - в 1952 году. Во время конференции 1952 года был образован Конституционный комитет, в котором участвовали Павел Евдокимов, отец Александр Шмеман, Никос Ниссиотис, Леон Зандер, Иоанн Лаппас, Кирилл Ельчанинов и еще два или три человека. Комитет составил проект первой конституции и выбрал название Братства. Этим названием, по предложению Ниссиотиса, и явился термин из Священного Писания – Синдесмос (Еф. 4 : 3).

В апреле 1953 года в Севре прошла Вторая конференция православной молодежи Западной Европы, позднее названная Первой генеральной ассамблеей Синдесмоса. Конференция собрала около 50 участников различного этнического происхождения: русские, сербы, финны, грузины, румыны, сирийцы, индусы. Некоторые из них были официальными представителями, но большинство были просто частными лицами. Основная часть работы была посвящена созданию постоянной организации православной молодежи. Было решено назначить первую ассамблею этой организации на 1954 год. Первыми секретарями, работающими в частично занятом режиме в штаб-квартире в Париже, стали Иоанн Мейендорф, являющийся в то время преподавателем Свято-Сергиевского богословского института, а также живущий в Париже молодой серб Марко Маркович. Целью Синдесмоса, как указывается в документе, явилось:

«Служение Православной Церкви, а также ее молодежи и молодежным движениям через сохранение контактов между православными молодежными группами разных стран, через организацию международных православных молодежных встреч и лагерей и через возможно более широкое распространение методов православной молодежной работы».

Третья Ассамблея прошла в Кифиссии недалеко от Афин в 1956 году и явилась началом уже совсем новой эры в жизни Братства. Поэтому было бы исторически оправданным назвать период с 1949 по 1956 год временем образования Синдесмоса.

В течение этих лет Братство получило свое имя, конституцию, структуру, а члены Синдесмоса представляли четыре из пяти регионов мира, в которых в то время существовала молодежная работа, а именно из Финляндии, Среднего Востока, русской диаспоры в Западной Европе и из Греции (пока еще не из Соединенных Штатов). Но что самое важное, Братство уже содержало ясное, хотя и сложное, видение будущего и, хотя не осознавая этого, воспитало нескольких православных молодежных лидеров из различных юрисдикций. Они были преданы этому видению, между ними сложились личные дружеские взаимоотношения, и эти люди составили ядро, на котором держалась та удивительная всеправославная мечта.

В период с 1956 по 1964 год Секретариат Синдесмоса располагался в Афинах. Президентом являлся Иоанн Мейендорф, а генеральным секретарем – Евфимий Стилиос, ныне викарный епископ Греческой архиескопии. В течение этих восьми лет количество членов Синдесмоса значительно выросло и включало теперь также молодежные организации из Дальнего Востока, Африки и Латинской Америки, что делало Братство поистине международным. Особое внимание стало уделяться информационному сообщению через распространение Информационного бюллетеня, периодического издания «Синдесмос», Каталога Синдесмоса и Молитвенного бюллетеня. Более широкое признание принесли Синдесмосу контакты и визиты в православные Патриархаты. Теперь Братство имело благословение предстоятелей Православной Церкви. Более интенсивными стали прямые контакты между молодежными движениями – членами Братства. Имело место также межправославное сотрудничество на самом низком уровне и обмены на уровне молодежных лагерей. Но самой характерной чертой этого периода стало проявление особого интереса к внешней миссии.

На Генеральной ассамблее 1958 года (Фессалоники) президент Иоанн Мейендорф в своей лекции о миссионерских задачах Синдесмоса в частности указал:

«Миссия является следствием единства. Выражаясь лаконичнее, если существует единая Истина, мы должны быть едины в вере в эту Истину. Если существует единая Истина, мы должны, отбросив свой эгоизм, делиться ею и дать возможность другим познать ее.

Несмотря на все препятствия, Православная Церковь всегда занималась миссионерской деятельностью и продолжает делать это и сегодня… Это наш шанс послужить Церкви. Вся инициатива, несомненно, принадлежит и будет исходить от Церкви; но на сегодняшний день мы являемся единственно существующим всеправославным органом, являя дух единства, который и есть источник миссии. У нас не остается выбора, мы просто должны это делать. [Миссионерские] Церкви нуждаются… в материальной помощи, но также в ревностно преданных этому делу людях. Не обязательно богословах и проповедниках, но в докторах и социальных работниках и просто вдохновенных людях. Что мы можем сделать для удовлетворения такой нужды наших братий? Я предлагаю сформировать Миссионерское общество».

Ассамблея приняла это предложение. Для этой цели был образован Комитет, и его первым секретарем был назначен Анастасий Ианнулатос, ставший впоследствии вице-президентом Синдесмоса, ныне архиепископ Албанский. С 1959 года Синдесмос стал выпускать первый православный журнал, посвященный внешней миссии – «Порефтентес» (греч. «идти вперед»), выходящий на английском и греческом языках. Секретариат устраивал регулярные встречи и богослужения для негреческой православной молодежи, временно проживающей в Афинах (прежде всего для студентов университета из миссионерских Церквей). В миссионерских Церквях, помимо финансовой им поддержки, проводились курсы лекций по миссии.

Ассамблея в Бейруте (1961) была первой, прошедшей за пределами Европы. Непосрественно перед ней с успехом прошла неофициальная богословская консультация православных участников и участников из Ориентальных православных Церквей. Богослужения на Ассамблее совершал ныне здравствующий патриарх Антиохийский Игнатий.

На ассамблее в Пункахарью, Финляндия (1964) было принято несколько значимых решений. Теперь генеральный секретарь начал работать на постоянной основе. На эту должность был избран Габриэль Хабиб. Секретариат был переведен в Бейрут, где и пребывал до 1977 года во главе с тем же секретарем. Но что самое важное, Бейрутская ассамблея пересмотрела конституцию Братства, позволив вступать в Синдесмос православным богословским школам и академиям. Это дало возможность участвовать в Синдесмосе православной молодежи Восточной Европы, где не разрешалось иметь молодежные движения. Однако они впервые воспользовались этой возможностью лишь семью годами спустя.

В течение следующих 13 лет, до 1977 года, президентом Братства был регулярно переизбиравшийся Альберт Лахам.

Все более расширяясь, Синдесмос начал организовывать международные мероприятия. В 1965 году Отец Лев Жилле успешно провел паломничество Синдесмоса на Святую Землю. После этого была организована конференция в Брумане (Ливан), озаглавленная «Новый человек» и собравшая 80 участников из одиннадцати стран. В следующем году в Нью-Йорке прошла Консультация Синдесмоса и Совета восточноправославных молодежных лидеров Америки. Она положила начало активного участия в жизни Синдесмоса православных из Америки. Большое влияние имела также консультация «Православной диаспоры», прошедшая в Шамбези (Женева) в декабре 1967 года. Она собрала ключевых деятелей из всех юрисдикций. Еще в 1949 году о. Александр Шмеман писал:

«Мы глубоко озабочены проблемой православного единства между множеством национальных церквей в США, особенно в отношении молодежи, уже не ощущающей преданности стране своего происхождения в такой степени, как их родители. «Будет ли когда-нибудь существовать Американская Православная Церковь?» – спрашивают некоторые из них».

Восемнадцать лет спустя мы читаем в заявлении Шамбезийской консультации:

«История диаспоры, особенно в последние пятьдесят лет, разворачивает перед нами грустную картину националистических разделений, политической борьбы и канонического беспорядка. Во многих случаях были нарушены нормы православной церковной структуры – через создание параллельных юрисдикций на одной и той же территории, через различные разделения, стимулируемые политическими установками различных группировок, а также через невозможность, создавшуюся по историческим обстоятельствам, рабочих взаимоотношений между Церквями различных стран. Мы признаем, что лишь единое Божественное присутствие Святого Духа - постоянно длящееся чудо, выражающее верность Господа Своей Церкви, - смогло в эти сложные годы сохранить Православие от дезинтеграции.

Она со скорбью признала, что многие православные глубоко угнетены внутренними конфликтами, раздирающими Церковь диаспоры. Нередко молодежь теряет интерес к жизни Церкви и покидает православное сообщество. Слишком часто те, кто желал бы присоединиться к Православной Церкви, находят препятствие в этих конфликтах и разделениях.

[Нашей] конечной целью … [должно] стать совершенствование канонической структуры, которая отражала бы, с одной стороны, фундаментальные требования органического единства, реализуемого на местном уровне, а с другой стороны, неизбежную реальность языков и традиций, которая не противоречит этому фундаментальному единству».

Предложения Консультации включали:

· [создание], где это возможно, международных православных молодежных центров и, на местном и региональном уровнях, меж-юрисдикционных центров, в которых могли бы проходить обсуждения и слеты;

· [проведение] молодежных конференций на местном и всемирном уровнях с участием широкого представительства православной молодежи из различных юрисдикций и стран;

· [открытие] богословских школ на всеправославной основе.

Через тринадцать лет мы по-прежнему читаем в резолюции участников Первого фестиваля Синдесмоса в Финляндии (1980), адресованной всем православным епископам и священным синодам всем Православных Патриархатов и автокефальных Церквей:

Мы, участники Первого всемирного фестиваля православной молодежи Синдесмоса, имея среди нас представителей Северной и Латинской Америки, Австралии и Западной Европы, глубоко сожалеем о болезненном и канонически неясном положении православных сообществ в этих регионах.

Слишком часто православные христиане в одном и том же регионе или нации разделены под воздействием временных факторов, и такое разделение более всего препятствует общему свидетельству о единой, святой, соборной и апостольской вере.

В очередной раз столкнувшись с этой критической ситуацией, мы соответственно адресуем это неотложное воззвание … к скорейшему разрешению данной проблемы, продолжающей быть трагическим духовным бременем для миллионов православных верующих.

Ассамблея 1968 года прошла в городе Раттвик, Швеция. На ней членство Синдесмоса впервые обогатилось православной молодежью из США, а Свято-Владимирская духовная семинария стала первой богословской школой, вступившей в Синдесмос. Одним из вновь избранных вице-президентов стал архимандрит Иоханнес Ринне, в настоящее время архиепископ Финский. Было также решено, что молодежные движения из Восточных Церквей получат в будущем право вступать в Синдесмос в качестве ассоциативных членов. В 1980 году Университетская студенческая ассоциация Каира (Коптская православная церковь) стала первым членом Синдесмоса из Восточных Церквей.

На ассамблее в Бостоне (1971) в Синдесмос вступили 16 новых членов, в том числе Московская и Ленинградская духовные академии, ставшие первыми членами Синдесмоса из Восточной Европы. В Исполнительном комитете их представлял Кирилл, митрополит Смоленский. На этой ассамблее прошла первая официальная встреча православных богословских школ, собравшая представителей десяти учебных заведений. В этот период особый энтузиазм был проявлен Североамериканским регионом. Незадолго до ассамблеи там были с огромным успехом проведены два совещания, озаглавленные «Миссия» и «Надежда», а также консультация в Свято-Васильевской академии в Нью-Йорке.

Однако Синдесмос переживал серьезный кризис. В последующие шесть лет ассамблея не созывалась, и с 1972 по 1976 годы не прошло ни одного заседания Исполнительного комитета. Основными причинами такого плохого функционирования Габриэль Хабиб назвал недостаток энтузиазма со стороны членов-движений и основных деятелей, недостаток финансирования, а также снижение интереса к межправославному сотрудничеству. Но в итоге заседание Исполнительного комитета 1976 года в Ленинграде провозгласило воскресение Синдесмоса.

Период с 1964 по 1977 годы характеризуется интеграцией в жизнь Братства богословских школ и движений из Соединенных Штатов Америки. Открылись новые возможности общения с молодежью Восточной Европы и молодежью из Восточных Церквей. Особое внимание уделялось проблеме диаспоры. И наконец, был преодолен наиболее серьезный кризис в жизни Братства.

Генеральная ассамблея в Шамбези (Швейцария, 1977) неизбежно стала началом крупных перемен в жизни Синдесмоса. Были избраны новый президент – Джеймс Кушел из США, ныне епископ Димитриос Ксантский, и новый генеральный секретарь – Алекси Харконен из Финляндии. Секретариат был переведен в Финляндию, где и оставался до 1990 года, а генеральный секретарь впервые в истории Синдесмоса стал работать по штатному графику на оплачиваемой ставке. Ощутимая поддержка со стороны Финской Церкви, в том числе финансовая, явилась одним из главных факторов в возрождении Братства.

Непосредственно перед этой ассамблеей в Шамбези была созвана первая консультация православных богословских школ. С тех пор прошли еще шесть подобных консультаций: в Нью-Йорке (1982), в Ленинграде (1986), в Супрасле (Польша, 1989), в Налки (Константинополь, 1994), в Белграде (1997) и Санкт-Петербурге (1999). Эти консультации оказались весьма плодотворными в плане взаимного общения. Они дали возможность студентам и преподавателям обменяться опытом и взглядами по богословским и методическим вопросам, но, однако, эти встречи не смогли инициировать сколько-нибудь постоянное сотрудничество между различными учебными заведениями. В результате возникла идея создания особого совета или позразделения Синдесмоса, возможно в итоге даже самостоятельного органа, который имел бы свой собственный управляющий комитет и служил бы цели поощрения и координации такого сотрудничества.

Наиболее важным событием трехлетия 1977 – 1980 гг стала конференция «Свидетельство и служение», прошедшая в Монжероне (Франция, 1979) и собравшая около100 участников из двенадцати стран. Были также установлено более тесное сотрудничество с несколькими экуменическими организациями, такими как Молодежь Всемирного совета церквей, Конференция европейских церквей, МЕСС, Всемирная федерация студентов-христиан, «Фоколаре» и «Филоксения».

Первый международный православный фестиваль молодежи, организованный Синдесмосом в Финляндии незадолго до Ассамблеи 1980 года и собравший 300 участников, стал крупнейшим событием в истории Синдесмоса. После этого прошли фестивали на Крите (1983), в Вартоломио (Греция, 1985), на острове Спетсы (Греция, 1988). На последнем из них было составлено вызвавшее широкую полемику письмо, адресованное всем православным епископам и состоящее из 28 вопросов по многим актуальным проблемам нашей Церкви. Далее последовали фестивали в Александропулисе (Греция, 1991), особо запомнившийся своей уникальной братской атмосферой; фестиваль во Франции (1993), посвященный 40-летней годовщине Синдесмоса; и фестиваль в Лигоньере (США, 1994). Необыкновенный успех этих мероприятий, предоставивших широкие возможности общения, подсказал нынешнему руководству провести начиная с 1995 года еще шесть подобных фестивалей. Каждый из них по-своему удался, но все же они не получили должного престижа и влияния «одного фестиваля в трехлетие» и не носили такого международного характера, как предыдущие.

На ассамблее в Финляндии (1980) президентом был избран Джордж Нахас из Ливана, а генеральным секретарем – диакон Рауно Пиетаринен из Финляндии. В течении следующих трех лет была организована экуменическая встреча в Сирии в 1981 году; имевшая необычайный успех конференция «Единство и Миссия» в Марселе (1982) и уникальная конференция по коммуникациям и информации, прошедшая в монастыре Хрисопиги недалеко от Афин (1983) и до сих пор не имеющая сколь-нибудь серьезного продолжения.

В 1982 году в Караносе на Крите был проведен первый лагере «Агапе», начавший собой целую серию таких лагерей: в Кастелли на Крите (1983), в Айа Напа на Кипре (1984) – ставший первым мероприятием Синдесмоса на Кипре – и в Прешове, Чехословакия (1986). «Новости Синдесмоса» впервые стали выходить ежемесячно.

На ассамблее в Кастелли (1983) президентом был вновь избран Джордж Нахас, а генеральным секретарем стал Марк Стокое из США. В последующие три года, помимо уже упоминавшихся разнообразных мероприятий, был проведен экуменический семинар в Белграде и миссионерские поездки в Гану, Корею и Японию, спонсируемые Синдесмосом. Было опубликовано тридцать восемь выпусков «Новостей Синдесмоса».

На Ассамблее 1986 года, прошедшей с большим успехом в Эффингеме, Англия, президентом был избран Алексей Струве из Франции, а Марк Стокое был вновь избран генеральным секретарем. В годы, последовавшие за этой ассамблеей, Братство продолжало развиваться. В 1987 году была организована конференция в Химмельстуре, Западная Германия, собравшая 85 участников. Прошли также два экуменических семинара на Крите и в Софии в 1988 году. Еще одним особенно важным экуменическим событием стала дискуссия в Прешове на тему, как сделать участие православной молодежи в экуменических встречах более ответственным. Обсуждение этой темы было продолжено в Варске, Эстония (1994), в Женеве (1995) и в соответствующих публикациях. Позитивное присутствие православной молодежи и членов Синдесмоса на последней Генеральной ассамблее ВСЦ в Хараре доказывает, что эти усилия не были напрасными.

Ассамблея 1989 года вновь прошла в Бостоне. Президентом был избран Мишель Нзейр из Ливана, а генеральным секретарем – Ану Тальвиваара из Финляндии. В конституцию было добавлено указание о том, что эффективность Синдесмоса можно повысить только на региональном уровне. Поэтому были определены границы регионов и избраны региональные секретари, работающие на добровольной основе.

В 1990 году Генеральный секретариат был переведен в Париж, а Александр Белопопский из Англии получил пост заместителя генерального секретаря. В действительности он заменил Ану, уехавшую в Женеву для работы в ВСЦ. Таким образом, «финский период», длившийся 13 лет, подошел к концу. Это был период развития на всех уровнях. Администрация была поставлена по почти профессиональный уровень, информационный обмен стал регулярным через «Новости Синдесмоса» и другие публикации, а также благодаря постоянным визитам. Синдесмос постепенно сделался достойным партнером всех экуменических организаций. Фестивали, консультации, лагеря «Агапе» и другие международные мероприятия позволили сотням молодых людей войти в жизнь Синдесмоса и глубже понять деятельность Братства. Что касается финансовой базы Синдесмоса, прирост ежегодного бюджета был весьма впечатляющим, но доходы по-прежнему не были стабильными. Для международной организации такого уровня фонды были, несомненно, ограничены, и эта финансовая неуверенность не позволяла Исполнительному комитету и Секретариату составлять обширные планы на будущее.

Трехлетие с 1989 по 1992 год характеризуется множеством мероприятий на региональном и межрегиональном уровнях: фестиваль 1991 года, несколько экуменических проектов, а также Консультация по сотрудничеству между православными и восточными молодежными движениями, прошедшая в 1991 году в монастыре Святого Бишоя в Египте и принявшая очень важное для положения в Братстве восточных движений заявление. Но самыми значительными мероприятиями явились практические семинары, прошедшие в России и Румынии, и первый Семинар по подготовке молодежных лидеров, проведенный в Польше в 1992 году. Синдесмос не мог остаться равнодушным перед лицом великих перемен, знаменовавших историю Восточной Европы в этот период. Перемены эти создавали - для самой многочисленной части православной молодежи мира, - с одной стороны, большие новые возможности, но с другой, несли с собою непредсказуемые опасности. Самой неотложной явилась необходимость в подготовке педагогов и церковных молодежных лидеров. Именно этим и занимался Синдесмос.

Ассамблея 1992 года стала одним из наиболее эпохальных событий в истории Синдесмоса. Она не только явилась первой ассамблеей, проведенной в Восточной Европе. Самым удивительным было то, что проходила она на борту теплохода, проплывшего почти 500 километров по реке Волге, что придавало ассамблее миссионерский характер. К 48 членам-движениям, составляющим Братство до сих пор, прибалилось еще двадцать шесть. Для восточных молодежных движений была создана категория «федеративных членов», и их положение было значительно повышено. Теперь они могли направлять в Исполнительный комитет двух представителей, не имеющих права голоса. Президентом был избран о. Хеикки Хуттунен из Финляндии, а генеральным секретарем – Александр Белопопский. Необходимо подчеркнуть, что Ассамблеи Синдесмоса всегда были ключевыми событиями в жизни Братства. Имея относительно ограниченные руководящие функции, ассамблеи носили скорее духовный характер и предоставляли возможность общения.

Учитывая тот факт, что начиная с этого времени я был лично активно вовлечен в деятельность Синдесмоса, я не стану излагать никаких систематических характеристик и оценок деятельности Братства. Лишь отмечу кратко, что в период с 1992 по 1995 годы Синдесмос провел одинадцать учебных семинаров, семь тематических конференций, два крупных информационных мероприятия, начал исследовательские поездки в Латинскую Америку и Албанию, впервые провел конференцию в Африке, а именно в Гане, организовал паломничество на Святую Землю, осуществил первые экологические проекты, включая Духовно-экологический лагерь на горе Афон в 1993 году, который положил начало ежегодным афонским экологическим лагерям. Был установлен День православной молодежи. Впервые было опубликовано пять книг, не являющихся непосредственным отчетом о мероприятиях Синдесмоса. Алекс изменил также финансовую базу Братства, используя фонды из светских источников, таких как Европейский Союз, Совет Европы и Международный фонд любителей диких животных. Конституция Синдесмоса, прослужившая 40 лет, не соответствующая запросам времени и потерявшая однообразие, была переписана заново и утверждена на Ассамблее 1995 года в монастыре Кикку на Кипре. На этой ассамблее было принято 44 новых члена, а в руководящие органы были добавлены новые структуры. Президентом был избран Димитрий Иконому из Англии, а генеральным секретарем – Владимир Мисиюк из Польши. Секретариат был переведен в Белосток, Польша.

Я представил перед вами вам предысторию и историю Синдесмоса лишь в общих чертах. Более подробный рассказ вы можете найти в замечательной книге Янны Посси «История и значение Синдесмоса».

Я открыл перед вами дверь в прошлое. В течение следующих дней те из вас, кто моложе, получат уникальную возможность совершить экскурс в это прошлое под руководством более опытных участников. Но не только в этом состоит цель нашей встречи. Мы собрались здесь, чтобы оценить настоящее и помечтать о будущем. Вскоре имена, даты, титулы и цифры забудутся. Но что мы обязательно должны сохранить в сердце - это переданный нам в наследство дух и видение. То видение и тот дух, которые составляют традицию Синдесмоса.

Перед тем как закончить, я постараюсь нарисовать перед вами в нескольких чертах видение и характер Синдесмоса, как они описываются в источниках. Я цитирую лекцию о. Иоанна Мейендорфа, прочитанную им на встрече Синдесмоса 1971 года:

«Вряд ли есть необходимость особо подчеркивать тот факт, что христианская вера и религия начались как миссия par excellence. Можно просто процитировать последние слова Христа после Его воскресения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Новый Завет преобразил старую религию народа в религию Личности, Иисуса Христа, чрез Которого и в Котором все люди из всех народов могут найти ответ на вопрос о конечном смысле жизни и получить откровение грядущего Бога.

Благовествование является одним из самых существенных факторов миссии. Но, в то же время, не менее важным становится неизбежный конфликт между Царствием Божиим и этим миром. Вся жизнь Христа может быть истолкована как «поражение», ибо мир Его отверг и в конце концов умертвил. Он воскрес из мертвых силою Божиею, не силами человеческими. Поэтому истина Воскресения есть тайна, известная лишь верующим в нее, которые, следовательно, «не от мира сего». Их благовестие евангельской истины неизбежно встречает сопротивление и порождает разделение.

Следовательно, христианская миссия никогда не является победоносной и никогда не обещает успеха, что, наверное, труднее всего принять в нашей цивилизации, где человек обычно стремится к успеху. Если вы перечитаете, например, эсхатологические беседы Господа в Евангелии от Матфея, вы увидите сомнения в том, найдет ли Христос веру в людях на земле во Своем Втором пришествии. Призвание к проповеди соединено с полным отсутствием оптимизма. В тайне Креста заключено предсказание поражения, но, в то же время, и предсказание победы Креста, - однако и то, и другое не с точки зрения этого мира. Это другой род победы – победа вечная, истинная и подлинная, в отличие от обычного человеческого успеха.

Итак, мне думается, эти три элемента являются наиважнейшими: необходимость миссии, наличие конфликта и отсутствие триумфализма».

Евтимий Стилиос произнес на Ассамблее 1964 года:

«Самыми важными составляющими Синдесмоса являются: всеправославность, духовность, миссия и экуменизм (вселенскость). Все эти элементы тесно связаны с самым основным – молодежным элементом».

По утверждению О. Хейкки Хуттунен в 1995 году на Кипре,

«Именно этот опыт совместной встречи и объединенности в нашей Православной вере и составляет Синдесмос, - или, скажем лучше, дар Синдесмоса ниспослан нам ради нашей веры. На этой Ассамблее, как и всегда в Синдесмосе, нам дана уникальная возможность встретиться друг с другом, вожможно, понять друг друга и увидеть, что этот опыт узнавания означает для нашей собственной веры и христианской жизни. Такая встреча совершенно необходима для христианской веры: от меня требуется увидеть нечто вне себя, победить свои эгоцентричность, эгоизм, гордость; мне дана возможность открыть себя к реальности Другого, в моем ближнем, и мы вместе должны измениться благодаря этому опыту и обнаружить Божие присутствие и Христову миссию по отношению к нам в Его Церкви…»

Самое главное достоинство и потенциал Синдесмоса заключается в его членах. Молодежные движения поместных Церквей и епархий, богословские школы и их учащиеся, - все это составляет живую жизнь поместных Церквей. Их опыт и интуиция являются самыми ценными ресурсами Синдесмоса. Нашей задачей является поиск путей, как использовать эти бесценные таланты наилучшим образом, как поделиться ими с другими, чтобы они могли приумножиться на благо всех.

Итак, в чем заключается видение Синдесмоса? Вспомните, пожалуйста, текст, приведенный мною в самом начале:

«Как нам, православным, преодолеть нашу болезнь, а именно, как преодолеть наше равнодушие друг ко другу, одной православной Церкви к другой? Какое служение православным Церквям может сегодня предложить наша молодежь? Каким образом мы можем сотрудничать более эффективным образом на уровне поместных православных Церквей, чтобы помочь им в работе с молодежью и установить братские связи с другими православными Церквями?»

А кому принадлежит Синдесмос? Ответ на этот вопрос был четко сформулирован О. Рауно Пиетаринен в 1983 году:

«Синдесмос не принадлежит ни вам, ни мне, ни Исполнительному комитету, ни членам-движениям. Он принадлежит Церкви, Богу, и дан нам для того, чтобы пользоваться им во славу Божию. Так будем же продолжать являть Его славу, в мире и для мира, в Церкви и для Церкви».

И наконец, в чем заключается сущность Синдесмоса, хранить которую есть наша священная обязанность? Позвольте мне резюмировать это так:

1) Синдесмос является православно-христианским. 2) Он для молодежи. 3) Это федерация, а не собрание индивидуалов. 4) Он действует по благословению Церкви, сохраняя при этот свою свободу и независимость. 5) Он смиренный, бедный ине обладающий властью и должен оставаться таковым, ибо «сила в немощи совершается» (2 Кор. 12 : 9). 6) Он служит единству, свидетельству и обновлению Церкви и помогает молодежи в ее стремлении жить по-православному в секуляризованном мире. 7) Он служит для уничтожения препятствий, все еще мешающих полному единству Православной Церкви и Восточных Православных Церквей. 8) Он стремится свидетельствовать об Истине и православном образе жизни перед неправославными для продвижения борьбы за видимое христианское единство».

Позвольте в заключение привести слова Евфимия Стилиоса, завершившие его доклад на Ассамблее 1958 года:

«Да подаст Господь Единство Своей Церкви и всему человечеству.

Боже! Да приидет царствие Твое».

Манос Кумбарелис

Рубрыка: