paveletsky
Православный |
Зарегистрирован: 19.07.2005 |
Сообщения: 81 |
|
|
Добавлено: Чт Ноя 01, 2007 17:41 |
|
|
|
Церковь-невидимка
По жизни я сталкиваюсь с двумя полярными, но преобладающими в современном христианском сознании восприятиями Церкви. Одни (в основном евангелисты) совершенно отрицают историческую плоть Церкви, признавая лишь так называемую Церковь-невидимку (т.е. невидимую Церковь), состоящую из множества разрозненных и зачастую конфликтующих между собой конфессий, другие же (православные) почти всецело отождествляют историческую, зримую Церковь, Церковь-организацию с Телом Христовым.
Если выбирать из двух полуправд одну, то лично мне более по душе первое понимание, поскольку оно, как мне кажется, затрагивает саму суть феномена Церкви. Однако даже оно представляется мне далеким от совершенства. В последнее время во мне постепенно прояснилась и сформировалась более-менее внятная позиция по данному вопросу, и теперь мне хотелось бы попытаться ее сформулировать – в первую очередь для себя же.
В одной из своих смелых и ярких проповедей архим. Сергий Савельев говорил о том, что Церковь есть в первую очередь Организм Любви, а значит Свободы, поскольку истинное единение в любви достигается исключительно в свободе. В то же время мы видим, что нередко церковная организация может противиться Духу Божьему, ограничивать Его действие, преследовать истинных служителей Божьих.
Этот конфликт между религиозно настроенным большинством Церкви и ее верующим меньшинством имел место на протяжении всей ветхо- и новозаветной истории. Сохранился он, практически в неизмененном виде, и в наши дни. Сменились лица, декорации и эпохи, но суть конфликта осталась прежней. Речь, понятно, идет об извечном конфликте, извечном противостоянии плоти и духа, где видимая Церковь-организация – есть своего рода плоть, а невидимая Церковь-организм – дух.
Как и человек, Церковь имеет внешнюю, видимую оболочку, и сокровенную внутреннюю сторону. И, как и человек, Церковь не может быть сведена ни к одному из своих проявлений. Можно сказать, что Церкви, этому Организму Любви, как и любому организму в принципе, присуща определенная организация. И до тех пор, пока эта организация, эта плоть Церкви управляется, направляется и освящается ее духом – мы имеем подлинное явление Тела Христова в земных условиях. Когда же (что, мне кажется, происходит гораздо чаще), Плоть Церкви начинает командовать ее Духом, преследовать и уничижать Его, Церковь земная превращается из проповедницы Христа в Его гонительницу, и начинает нещадно гнать и подавлять проблески Божьего света.
Тогда те, кто видит, как внешняя Церковь попирает дух, могут соблазниться о ней и вовсе отвергнуть, другие же, напротив, преклонившись перед ее авторитетом и властью, решат сами примкнуть к рядам правоверных гонителей. И лишь небольшая горстка христиан, осознающих неправду, понимающих суть конфликта, и потому не утративших веру в Церковь, останутся в ней до конца – как правило, в роли гонимых.
Как в человеке с момента грехопадения и утраты гармонии между плотью и духом, происходит постоянная вражда, точно так и в жизни Церкви – Ее Плоть зачастую противостоит Духу. Но, как в человеке дух до поры неотделим от плоти и вынужден пребывать и даже томиться в ней, так и в Церкви невозможно до времени отделить внешнее от внутреннего, человеческое от Божьего, Христовых от антихристовых – но приходится, как в притче, позволять пшенице и плевелам расти, так сказать, под одним небом, под одной крышей, в рамках одной и той же Церкви...
Вдобавок, как человеку нужна плоть, для того, чтобы полноценно жить в этом материальном мире и служить ему, так и Телу Христову необходима «плотская» структура, определенные догматы, каноны, вероисповедные символы для того, чтобы более эффективно функционировать на земле.
И вот наша задача, как христиан, состоит, как мне кажется, в том, чтобы этот разрыв между двумя «нераздельно-неслиянными» половинками одной Церкви сократился до минимума – чтобы Дух Церкви, освятив Собой Ее Плоть, явил миру заповеданное Христом Царство – братское единение в истине, свободе и любви. И чтобы то единство христиан, которое реально, хотя и недостаточно, существует на духовном уровне и не так часто, как того хотелось бы, проявляется на уровне видимом, чтобы это единство проявилось снаружи, чтобы пали перегородки между верующими, оттаяли сердца, и чтобы мы, наконец, узрели Того, Которого пронзили, Чье Сердце истерзали, а Тело – разорвали на части. И чтобы после, обратившись, сообща явили миру Того, Кого проповедовали – да сбудутся Его же предсмертные слова: «да будут они едино, как Мы едины, и да уверует мир, что Ты послал Меня».
Мне же, дерзнувшему тут своевольно рассуждать о «высоких материях», остается только надеяться и верить, а по сути – мечтать, что и я, с Божьей помощью, буду когда-нибудь хоть немножко соответствовать этому уровню. Пока же для меня это во многом, хотя и красивая, теория – но ведь теория всегда предшествует практике, поэтому очень важно, чтобы эта теория, наше понимание, уже сейчас были верными. Чтобы мы, пускай и не соблюдая, как должно, тем не менее, знали к чему стремимся, и искали пути осуществления нашей заветной цели. Чтобы мы, в конце концов, имели способность каяться в случае неисполнения. А когда и если мы найдем такой путь, чтобы, не сомневаясь и не оглядываясь, следовали по нему, чего бы это ни стоило. А силу Бог даст.
01.11.2007 |