Беларусь: белое пятно для европейских христиан

Сотрудничество между отдельными христианскими церквями, приходами, церковными организациями и европейскими партнерами началось со времен падения "железного занавеса". В советские времена на церкви осуществлялось разного рода давление, и европейские христиане чувствовали потребность помогать пост-советскому региону в деле восстановления церковной жизни, а также различных форм служения. Более того, церкви были выбраны как агенты по оказанию помощи различным сектором населения - бедным, инвалидам , "чернобыльцам", многодетным семьям и т.д. Это касалось и гуманитарной помощи, и организации выездов белорусов на оздоровление в Европу, и донорской помощи для разнообразных социальных проектов. Оказывалась и непосредственная помощь от своих конфессиональных центров: так, Католическая Церковь в Беларуси получала помощь от Католической Церкви в Польше и других европейских стран, причем помощь это была всесторонняя, и кадровая - большое количество священников, - это граждане Польши, и образовательная, и методическая, и материальная. Часто, однако, такая помощь воспринималась в негативном русле, как просто средство ополячивания белорусских католиков.

Кроме польских религиозных организаций, тесное сотрудничество в христианских церквях Беларуси возникла с организациями таких стран, как Германия (что объясняется в т.ч. и определенными геополитическими интересами этой страны), Норвегия и Швеция - стран с высоким уровнем жизни и большим капиталом, где церкви получают средства в  от достаточно высокого церковного налога. Однако именно Германия становится страной, с которой у белорусских организаций - как церковных, так и нецерковных - завязываются наиболее тесные и прочные контакты.

Так, в 1994 г. в Минске был открыт Минский Международный образовательный центр (IBB, http://ibb.by), проект создания центра финансировался правительством земли Северная Рейн - Вестфалия, Евангелической церковью Вестфалии, а также многими частными лицами и организациями. Сотрудничество с церквями стало одним из важных направлений деятельности. Для координации этого сотрудничества, а также для поощрения межцерковных контактов в самой Беларуси, при ММОЦ создается межконфессиональная рабочая группа, куда входит Белорусская Православная Церковь, Союз Евангельских христиан-баптистов и Союз лютеранских общин Беларуси. На некоторое время к диалогу присоединяется и Римско-Католическая Церковь, однако по ряду причин на данный момент она свое сотрудничество в рамках данной институции приостановила. С течением времени изменился и сам центр IBB, если раньше он был площадкой диалога - в т.ч. диалога режима с оппозицией, а также имел ряд проектов по обучению оппозиционной молодежи и активистов общественного сектора, то теперь центр занимает более "конструктивную" позицию (что связано также и с различными парадигмами немецкой политики в Беларуси, в частности, диалога и сотрудничества с режимом) . Трансформацию перетерпела и сама межконфессиональной группа, которая создавалась по образцу Немецкого Совета Церквей и, в принципе, имела целью создание подобной постоянно действующей организации и глубокого сотрудничества на манер немецкого в нашей стране.  Однако сейчас, к сожалению, группа носит достаточно формальный характер.

В 1995 г. по инициативе Всемирного Совета Церквей (http://oikumene.org/) создается ресурсная организация "Круглый стол по межцерковной помощи", деятельность которого, как и деятельность подобных организаций в пост-советских странах, координировал офис по делам Центральной и Восточной Европы ВСЦ (http://wcceeo.org/) в Белостоке. В Беларуси учредителями организации, которая должна была осуществлять помощь церквям и церковным организациям в социальном служении, выступили все те же, знакомые нам по межконфессиональной группе IBB,  Белорусская Православная Церковь, Союз евангельско-лютеранских общин и Союз евангельских христиан-баптистов. В 2005 г. организация была реорганизована в Межконфессиональную миссию  "Христианское социальное служение" (http://imcss.org/), а в 2009 г. закончился срок реализации программы сотрудничества в рамках деятельности круглых столов по межцерковных помощи в Восточной Европе и на Кавказе , в связи с чем ресурсным организациями приходится искать новые пути совместной деятельности. В частности, миссия, используя т.н. "поворот на Запад" и потепление отношений между Беларусью и Европой, пытается наладить диалог с европейскими институтами. В частности в июне 2009 г. по инициативе ММХСС состоялась встреча представителей христианских церквей Беларуси с временным поверенным Представительства Европейской Комиссии в Республике Беларусь г. Ж-Э. Гольцапфелем, в ходе которой шла речь о возможности реализации программ Представительства через Межконфессиональную миссию.

Как уже отмечалось в статье, посвященной социальной деятельности церквей, основными европейскими донорами являются Диаканическая служба Евангелической Церкви Германии (www.ekd.de), а также Шведская и Норвежская церковные помощи. Такое сотрудничество происходит не только в рамках ресурсной организации. Например, немецкая  организация Бетель, Евангелическая Церковь земли Северный Рейн-Вестфалия и приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (http://hramvsr.by) осуществляют  проект по организации работы  мастерских для  людей с особенностями психо-физического развития; кроме данных организаций приход сотрудничает в социальной работе также с «Partnerschaftsausschuss MINSK» церковного округа Dortmund-West (Германия), в т.ч.  проведит курсы обучения сестер милосердия; 14 лет приход сотрудничает с организацией "Помощь для России", инициативой жителей г. Батроп, главным образом в деле гуманитарной помощи. По чернобыльской программе минская сообщество сотрудничает с организацией Салидарыш Лебэн ("Жизнь в солидарности"), а также земли Гэсэн и Нассау (Германия) обеспечивают благотворительные концерты приходского хора в Германии, в том числе для сбора средств на строительство собора. Не в таком масштабе, но по такой же схеме происходит сотрудничество с отдельными инициативами и в других приходах - не только Белорусской Православной Церкви, но и других религиозных организаций, специфика состоит только в том, что православные приходы чаще вынуждены сотрудничать с неправославными европейскими организациями, в то время как другие конфессии вполне могут себе позволить ориентироваться на помощь своих единоверцев.

В Европе существуют особые конфессиональные и межконфессиональных организации, главной целью которых есть сотрудничество между европейскими церквями. В этом году крупнейшая экуменическая Европейская организация - Конференция Европейских Церквей (CEC, http://cec-kek.org/) отметила свое 50 летие. В этой влиятельной организации, как и в Совете Европы, Беларусь не представлена, вместе с рядом других стран, преимущественно европейских "карликов". Раньше Беларусь была представлена опосредовано - через Русскую Православную Церковь, которая является российским членом, но зачастую включала в состав своих делегаций представителей БПЦ. Назвать такое представительство справедливым  не приходится: в то же время, Православные Церкви, которые находятся на территории нескольких государств - либо представляют эти государства, либо являются "международными зонами", к примеру, Православная Церковь Словакии и Чешский земель представляет равнозначно и Чехию, и Словакию, а Константинопольский Патриархат является "международной зоной". После октября 2008 г. РПЦ прервала свое участие в КЕЦ (в связи с межправославными проблемами, в частности,  это касается вопроса членства в СЕС Эстонии), поэтому Беларусь потеряла там какое-либо представительство вообще.

Вопросы, которыми занимается КЕЦ имеют несколько направлений, в т.ч. продвижение сотрудничества между европейскими церквями и церквями с европейскими институциями, вопрос миграции, прав человека, межрелигиозного диалога и толерантности, защиты окружающей среды. В этом деле КЕЦ имеет налаженное сотрудничество с Советом Конференций Епископов Европы (CCEE, www.ccee.ch/) Католической Церкви (здесь белорусы занимают свое почетное место), базируясь на конкретном документе, который носит название Charta Oecumenica, в котором, в частности, утверждается : "Европа - от Атлантического океана до Урала, от Северного до Средиземного моря - сегодня есть более плюралистическая в культуре, чем когда-то раньше ... На основе нашей христианской веры мы работаем ради гуманистической, социально ответственной Европы, в которой господствуют права человека и фундаментальные ценности мира, справедливости, толерантности, участия и солидарности ".

Что касается двух других общеевропейских конфессиональных организаций, в частности Европейской федерации баптистов (www.ebf.org/), то Союз Евангельских христиан-баптистов Беларуси в нее входит и сотрудничество с этой организацией невелико. У белорусских евангельских христиан ситуация еще сложнее - они не являются членами Европейского евангельского альянса. Таким образом, мы должны констатировать, что белорусские христиане всех конфессий исключены из серьезного диалога по вопросам европейской идентичности, христианских ценностей, выработки позиции церквей по ряду вопросов, фактически удовлетворяясь одной гуманитарной помощью и оставаясь безголосыми рецепиентами ресурсов от "старших братьев" с Запада.

Помимо "политического" и социального направления сотрудничества, следует остановиться еще на двух аспектах - это образование и молодежь. В 1993 г. в Минске был создан Европейский гуманитарный университет, который, помимо того, что был основан зарубежными академическими учреждениями, в числе учредителей имел и Белорусскую Православную Церковь. Сам по себе ЕГУ был центром академического сотрудничества с Европейскими организациями, и богословский факультет в этом сотрудничестве тоже не отставал. В 1996 г. Советом попечителей факультета был учрежден Белорусский республиканский Христианский образовательный фонд имени свв. Мефодия и Кирилла, который осуществлял организационные задачи и осуществлял менеджмент выданных факультету грантов, в 1999 г. Фонд стал уже международным общественным объединением "Христианский образовательный центр им. св. Мефодия и Кирилла ", и в определенном смысле стал вторым, после" Круглого стола " центром международного сотрудничества Белорусской Православной Церкви. Несмотря на то, что ЕГУ был в Беларуси ликвидирован и переместился в Вильнюс, а богословский факультет был реорганизован в Институт теологии БГУ, Центр сохранил свою функцию. Правда масштабы проектов стали совсем другими.

В чем проявлялось сотрудничество? Опять-таки, надо вспомнить финансовую помощь, благодаря которой во времена ЕГУ все студенты богословского факультета могли учиться бесплатно, а также финансирование различных проектов Института - Кирилло-Мефодиевских Чтений, Летнего Богословского Института (если называть крупнейшие), а также различных конференций, выставок, презентаций, издательской и исследовательской деятельности. Помимо этого, студенты и выпускники факультета получали стипендии для изучения богословия в европейских университетах, а также, как и преподаватели, получали возможности проходить стажировки в европейских учебных заведениях и церковных организациях, один докторант из Швейцарии, в свою очередь, собирал материал для своей работы в Институте . Центр и факультет пытались стать "голосом" Белорусского христианства в Европе, в т.ч. через программу "Европейские мосты", а также создание "Института религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций" в 2002 г. Однако, это  достаточно формальные структуры, участие в которых принимает незначительное количество людей и они практически не имеют влияния на общецерковную деятельность, тем не менее они помогают выполнять основную функцию Центра - финансовое обеспечение деятельности Института теологии и его проектов. Веяния относительной "либерализации" затронули и Центр - в этом году для осуществления некоторых проектов абсолютно открыто было положено начало сотрудничеству с фондом Конрада Аденауэра (политический фонд, связанный с немецкой христианско-демократической партией), что раньше было невозможно себе представить.

Для других конфессиональных учебных заведений также характерны подобные контакты - взаимный обмен студентами, принятие студентов на обучение богословия в европейские семинарии, колледжи и богословские факультеты.

Что касается молодежных организаций, то среди них, прежде всего, нужно отметить - международное сообщество Тэзэ (taize.fr), протестантский монастырь во Франции, который принимает тысячи молодых людей со всего мира (в первую очередь, из Европы, в т.ч. из Беларуси) еженедельно, а также организует Новогодние ежегодные европейские встречи молодежи, с каждым годом белорусская молодежь, в основном, католическая и православная, принимают в этих встречах участие, Беларусь также посещают братья из общины Тэзэ, встречаясь с молодыми верующими в Беларуси. Помимо Тэзэ, белорусские молодые верующие принимают участие в мероприятиях Европейского региона Всемирной Студенческой Христианской Федерации (WSCF-E, wscf-europe.org), хотя ни одна белорусский организация не является ее членом, но регулярно молодые люди ездят на тематические тренинги, семинары , конференции, в журнале организации Mozaik постоянно появляются материалы о Беларуси, в т.ч. о политической ситуации в стране и демократическом движении, а в этом году в конце мая организация провела специальный тренинг на тему свободы вероисповедания с фокусом на Беларуси. Более того, организация постоянно поднимает вопросы или помогает белорусской молодежи эти вопросы поднять на крупных христианских форумах Европы.

Если от межконфессиональных организаций перейти к конфессиональным, то здесь ситуация размытая. Православная молодежь отдает предпочтение контактам с молодежью из России и Украины, однако и с Европейскими православными есть возможность общаться - главным образом через Мировое Православное Братство Syndesmos (http://syndesmos.org), правда, если раньше братствао имела Центрально-Европейский Регион, членом которого являлись белорусские организации, то теперь этот регион был присоединен к т.н. "Восточная Европа" или региону C, что снова переориентировало белорусов на новый центр - Москву.

Что касается протестантской молодежи, то контакты и сотрудничество с европейскими партнерами в них существует, это такие сообщества, как "Молодежь с миссией", "Школирование учеников" (Discipleship Training School), связанные с норвежскими партнерами, и др., Однако это сотрудничество часто носит скрытый характер, что связано со спецификой белорусского религиозного законодательства, в т.ч. касающегося религиозной деятельности иностранных граждан, поэтому представление более детальной информации может этим организациям помешать, тем более, что сами организации свои контакты не афишируют.

В заключение, следует упомянуть еще два канала сотрудничества - это сотрудничество социального отдела Минской епархии и МВД с ОБСЕ, относительно порядка содержания заключенных и условий в местах заключения. Достаточно экзотическим заведением является также и Международная Ассамблея депутатов православия (http://www.eiao.org/), но это организация в Беларуси мало связана с Церковью или с религиозными организациями - но больше с Национальным собранием Республики Беларусь, а белорусские депутаты по определению считаются православными, им даже не мешают атеистические убеждения или членство в коммунистической партии.

Таким образом, мы можем констатировать, что белорусские христианские церкви и организации проявляют заинтересованность в сотрудничестве с европейскими структурами, однако предпочитают сохранение дружественных отношений с современным режимом, для чего, в преимущественном большинстве готовы отказаться от европейских отношений либо от открытого их афиширования. В связи с "политической либерализацией" недаром именно к Папе Римскому Бенедикту XVI обратился Президент Лукашенко для продвижения в Европейское пространство - на данный момент связи между церквями и европейскими организациями настолько слабы, что единственной реальной нитью является связь Римско-Католической Церкви с Ватиканом как со своим центром. Все остальное находится далеко от стоящего внимания. В религиозных кругах Западной Европы достаточно слабо знают и об особенностях жизни христианских церквей в Беларуси, хотя вопрос Беларуси иногда звучит на международных европейских христианских и политических форумах: в мае 2009 г. во Львове Всемирной Студенческой Христианской Федерацией был проведен семинар, посвященный свободе совести с фокусом на Беларуси, в 2008 г. Сергей Луканин - один из координаторов кампании по сбору подписей "За свободу вероисповедания" выступал перед Европейским Парламентом; было выступление на 3-й Европейской экуменической ассамблее в Сибиу (Румыния), иногда тема Беларуси "всплывает" в европейских СМИ. Однако в православных и католических европейских кругах Беларусь, пожалуй, знают лишь по Свято-Елизаветинскому монастырю в Новинках, сестры которого путешествуют по  разным уголкам Европы для продажи своих товаров и сбора средств на монастырь, причем площади для продажи им предоставляют как православные, так и католики. Кроме того, Беларусь является "черным пятном". Различные христианские церкви Беларуси пытаются заполнить эту "черное пятно" своим цветом - кто рассказывает про гонения, кто-то наоборот выступает "адвокатом" режима. Но не меньшим "черным пятном" для белорусских христиан есть Европа - наш  люд живет в некотором отрыве от тех диалогов, которые ведутся европейскими церквами и христианскими организациями.

Эта статья была напечатана на белорусском языке в журнале общественных активистов "Ассамблея" № 2 2009 г. с редакционными правками. - С.26-29. http://belngo.info/view.pl/casopis

 

 

 

Перевод на русский портала ЦАРКВА.

 

 

 

 

 

Наталья Василевич

Рубрика: 

 

 

Еще по теме Анализ религиозной ситуации в Беларуси:Еще по теме Экуменическое движение - путешествие к единству: