Белорусская церковная готика

Мы публикуем в качестве статьи две записи в блоге Антона Смалюка, известного белорусского историка, о белорусской церковной готике.

Часть 1.

Итак после очень долгого перерыва я начинаю цикл рассказов о белорусской церковной готике. Мой рассказ будет касаться храмов 13-16 веков на территории Беларуси и приграничных районах Литвы и Польши.

Photobucket

Готика пришла на Беларусь в середине 13 века. Но первыми готическими сооружениями стали не храмы, а башни-донжоны, в большом количестве строившиеся в зоне противостояния зарождавшегося ВКЛ и галицко-волынского княжества. Одна из таких башен неплохо сохранилась, и находится в поселке Каменец, нынешней брестской области.

А было их значительно больше, минимум пять.

Церковное зодчество далеко не сразу приняло новшества. Период с 13 по 15 век стал переходным от византийского к готическому стилю. К сожалению нет ни одного полностью сохранившегося памятника этой эпохи. Все они известны в основном по археологическим раскопкам, старым рисункам и инвентарям.

Наиболее изученными из всех церквей этого периода - замковые церкви в Гродно и Новогрудке.

Гродненская церковь, т.н. Верхняя церковь была построена на месте разрушенной ранее византийской Нижней церкви. Ее остатки как никакой другой храм показывают переход от одной эпохи к другой. Половина стен храма сделана из византийской плинфы, а другая из крупноразмерного кирпича готической эпохи. Это наверное самый ранний храм этой группы, и многие его датируют 13 веком. Одна важная особенность постройки - невысокое качество строительства, так отсутствует правильная перевязка слоев кирпича, разная толщина слоев раствора и т.д. Похоже строители уже потеряли квалификацию в старых технологиях, но еще не достаточно хорошо освоили новые.

В храме еще просматриваются особенности гродненской школы византийского периода. Так храм имеет скошенные углы, и вставки в стены из шлифованных камней. Особенность храма - отсутствие купола. В церкви была только одна пара колонн, поддерживавших хоры. Интерьер храма скорее всего был перекрыт готическим нервюрными сводами, так как вокруг храма было найдено большое количество нервюрного кирпича, по форме близкого к тому, который использовался в Каменецкой башне и строениях Новогрудского замка.

Вот два из возможных вариантов внешнего вида храма:

Photobucket

Храм существовал до перестройки замка Стефаном Баторием в 16в. Сейчас от храма остались заметные фрагменты стен, которые вместе с остатками Нижней церкви выставляются в павильене на территории Старого замка. К сожалению мне лично попасть туда не получилось, если у кого-то из френдов есть фото буду очень благодарен. :-)

Следующий храм, Замковая церковь в Новогрудке была построена скорее всего позже гродненской, так как отличается заметно более качественным исполнением. В литературе 19в. эта церковь известна под названием Святой Богородицы. Храм имел некоторые особенности планировки, роднившие его со смоленскими и полоцкими храмами, так у храма имелся притвор открытый внутрь. Стены в основном были выложены из крупноразмерного кирпича в вендском стиле кладки, характерном для романского зодчества. Для притвора использовалась готическая кладка. Обычно храм датируют началом 14 века. Храм много раз перестраивался, и первая перестройка случилась уже в 14 веке. Был переделан интерьер храма. Появились четыре столба, которые по мнению многих несли купол, снаружи храм был покрыт полукруглой черепицей. Интерьер перекрыли готическими нервюрными сводами.

Вот как выглядела планировка первоначального храма:

Photobucket

Храм играл важную государственную роль, так он столетиями использовался для заседаний Литовского трибунала – верховного суда ВКЛ. Храм многократно перестраивался, дважды его существенно удлиняли, в 15-16вв. и в 18в. Был разрушен уже во времена Российской Империи.

Если про эти два храма не известно, кто и когда их возводил, но сами их остатки неплохо изучены, с другими — обратная картина, известны их основатели и время, но сами храмы плохо изучены, и порой даже не известно их точное местоположение.

Это во-первых церковь Святого Духа в Витебске, основанная супругой Альгерда Ульяной. Также по указу Альгерда была отремонтирована более ранняя Благовещенска церковь., у которой в 14 веке появились новые своды. Условный вид этой церкви можно узнать на чертеже Витебска 17 века. Церковь имела план в виде креста. Это, возможно, роднит ее с некоторыми украинскими памятниками, в частности с церковью в Сутковцах, в которых также наблюдаются многие готические черты, но и сохраняются более ранние:

http://www.myslenedrevo.com.ua/studies/pavlucki/04zam-sut.html

http://varandej.livejournal.com/321947.html

Были даже проведены раскопки, но подробных сведений о них в литературе я не нашел.

В Полоцке в этот период также строились монастыри и храмы, но о них, кроме самого факта их существования ничего не известно.

Следующий храм действует до сих пор — это Пятницкая церковь в Вильне, построенная в 1345-1346 годах по указу другой супруги Альгерда Марии Витебской. Храм также имел переходный вид, так немецкие купцы, описывавшие этот храм в 16 веке видели сходство с новгородскими храмами, хотя ее перестраивали после пожара в 16 веке, возможно он до последнего сохранял первоначальный вид.

Вот как выглядел храм на рисунке начала 19 в.:

Photobucket

В первой половине 19 века храм оказался в запустении, и к 1864 году от него осталась одна стена. Построенный тогда, фактически новый храм существует по сей день.

Photobucket

К сожалению храм серьезно не исследовался и толком неизвестно, что в этом храме осталось от первоначального, и осталось ли вообще что-то.

Храм, кстати уникален по многим параметрам. В частности своей архитектурой. Восстановлен был храм в 1874. При этом авторы выбрали в качестве стиля смесь византийского и романского, что для этих лет — чудо. По своей стилистике храм можно назвать соответствующим первоначальной постройке. Это едва ли единственный случай, когда во второй половине 19 века в православном зодчестве у нас исторические и эстетические критерии возобладали над политическими.

Интерьер храма сделали, впрочем, подчеркнуто византийским:

Photobucket

Кстати, на стене этого храма сделана табличка, гласящая, что именно сдесь Петр Первый окрестил всем известного арапа Ганнибала.

Что, впрочем, меня удивляет. В это время храм должен был принадлежать униатам а не православным.

Вообще строительство православных храмов при Альгерде велось очень активно. Еще одна виленская церковь, Николаевская, построенная на средства Ульяны Тверской. О ней практически ничего не известно, кроме факта ее существования, не проводилось раскопок, и из документов можно, наверное привести только этот рисунок 19 века:

Photobucket

Здесь виден храм перестроенный в жилой дом. Четко видна алтарная часть храма с вполне готическими пропорциями сложенная из крупноразмерного кирпича.

Еще две церкви заслуживающие упоминания, но плохо исследованные: Благовещенская и Пречистенские церкви в Троках, построенные по указу Витовта в конце 14 века. Пречистенскую церковь исследовали литовцы в 1981, но информации о храме удалось получить минимум.

 

2

Сегодня я расскажу про самую самобытную группу православных готических храмов — церкви-крепости.

Photobucket

Не существует единого мнения о происхождении данной группы храмов. Так по мнению одних историков сведениям родоначальником является полоцкая София, перестроенная после пожара середины 15в. На известных изображениях она обычно выглядит как оборонный храм с пятью башнями — пять по углам, и одна по центру. Но, к сожалению, железных подтверждений этой версии нет — после перестройки 18в. Практически все элементы 16 в были утрачены, и даже археологи не могут дать никаких подсказок.

Другая версия утверждает, что родоначальником явился виленский Бернардинский костел, что на мой взгляд маловероятно, т.к. его в его нынешнем виде закончили строить позже некоторых из оборонных церквей.

Наиболее известным, наиболее хорошо сохранившимся и скорее всего самым старым из сохранившихся храмов данного типа является церковь в Сынковичах.

Photobucket

Не существует абсолютно точной датировки храма. Так существовали абсолютно фантастические версии о постройке его во времена Ярослава Мудрого.

Возможно фантастической, но более реалистической является версия относящая храм к концу 14- началу 15 в. По легенде князь Витовт спасаясь из Кревского замка, где убили его отца, нашел приют в небольшом монастыре находившемся на этом месте. Позже в качестве благодарности здесь была построена каменная церковь.

Но большинство историков сдвигает сроки постройки храма еще на столетие, к концу 15- началу 16в.

В плане церковь представят собой неправильный прямоугольник. Данный храм из всех известных церквей данного типа наиболее архаичен. Это касается и неправильной планировки, и максимально простой системы крестовых сводов.

Главный фасад церкви украшен рядами ниш, которые первоначально были оштукатурены — типичный прием декора в кирпичной готике.

Photobucket

Как и подобает оборонному сооружению стрельчатые окна отличаются небольшими размерами.

Photobucket

На снимке видно, увы, не слишком хорошее состояние кирпичной кладки, и раствор которым ее замазывали для консервации.

Очень своеобразно выглядит алтарная часть. Храм сделан трехапсидным, но сверху апсиды сведены в одну, и находятся под одним покрытием.

Photobucket

На боковых фасадах находятся небольшие контрфорсы, значение которых скорее всего декоративное. Толстенных стен храма с маленькими проемами должно вполне хватать для того, чтобы нести своды.

Photobucket

Недавно разрадился скандал, связанный с ведущейся реставрацией храма — контрфорсы разобрали. Я лично отношусь к этому спокойно, т.к. во-первых они вряд ли играли существенную роль, во-вторых на снимке видно (а в близи еще лучше), что они сделаны из более позднего кирпича, т.е. уже переделывались.

Интерьер перекрыт готическими нервюрными сводами в их простейшем крестовом варианте.

Photobucket

Есть только одно исключение: в одной из апсид использован сотовый свод, что собственно и дает основания для датировки концом 15 в., потому что в начале века таких сводов еще не существовало. Впрочем, можно предположить, что этот свод сделан позже основной части храма.

На снимке крестовый свод основного объема и сотовый в апсиде:

Photobucket

В башнях храма находятсявинтовые лестницы:

Photobucket

А вот так выглядит верхняя часть башни изнутри:

Photobucket

Если подняться по винтовой лестнице на чердак, можно увидеть картину характерную для зальных готических храмов:

Photobucket

Холмики из кирпича — своды. Слева виден ряд проемов бойниц оборонного пояса храма.

Следующий по сохранности храм оборонного типа, церковь в Мурованке (также иногда называют Мало-можейковской).

Если Сынковичский храм находится в стороне, то церковь в Мурованке — прямо в деревне. В результате ее практически невозможно снять целиком.

Первоначальный вид церкви можно увидеть на этом рисунке 19в:

Photobucket

В целом церковь похожа на Сынковичскую, но возведена несколько позже, в первой половине 16 в. В девятнадцатом веке ее несколько изменили. Был оштукатурен главный фасад, и увеличены башни около него. Сейчас он выглядит так:

Photobucket

Притвор тоже был сделан в 19в.

На боковых фасадах тоже добавилось штукатурки:

Photobucket

В отличие от Сынкович, здесь одна полукруглая апсида:

Photobucket

Эта церковь отличается куда более совершенным и сложным исполнением, чем предыдущая, здесь уже абсолютно правильная планировка, и куда более сложная система позднеготических сводов:

Photobucket

Photobucket

В башнях тоже имеются винтовые лестницы:

Photobucket

К сожалению, остальные храмы данной группы либо разрушены, либо сохранились только частично.

Начнем их описание с Троицкой церкви в Вильне. Храм был построен на средства Гетмана ВКЛ Константина Острожского в 1516. Храм несколько раз сильно повреждался и был сильно перестроен в 18 веке. Был разрушен главный фасад, и его башни, была увеличена длина храма. Новый фасад не получил особых декоративных элементов, и был еще один раз перестроен в 19 веке с добавлением псевдорусского декора.

Photobucket

Сохранились башни у алтарной части и сама алтарная часть. Башни в 18 веке получили надстройки в стиле виленского барокко

Photobucket

Сама алтарная часть, как и в Сынковичах, состоит из трех апсид, сверху сходящихся в одну

Photobucket

также над алтарной частью был сделан высокий барочный фронтон. Церковь находится в центре монастырского комплекса и отделена от улицы домами, причем ориентирована на улицу алтарем, в результате этот фронтон хорошо просматривался с улицы. В 19в его разрушили. В результате храм сейчас имеет крайне своеобразный, и по-моему не слишком привлекательный облик.

Первоначальные готические своды храма также не сохранились, сегодняшние датируются 18 в.

Photobucket

Монастырский комплекс, рядом с храмом весьма интересен с исторической точки зрения так, здесь находились после ареста члены студенческого общества Филаретов и Филоматов, к которому принадлежал Адам Мицкевич, в межвоенное время тут располагалась Виленская белорусская гимназия. И однажды случайно подойдя к комплексу с другой стороны я обнаружил что монастырский корпус тоже имеет башню:

Photobucket

Еще один оборонный храм: Пречистенская церковь.

Этот храм наверное имеет наибольшее количество фантастических домыслов связанных с ним. Первая церковь на этом месте была построена в 14 веке при Альгерде. И во многих источниках на полном серьезе утверждается о зодчих из Киева. Только насколько я знаю в это время Киев переживал мягко говоря не лучшие времена, и там ничего не строилось (я по крайней мере не нашел данных, может кто-нибудь из френдов меня поправит). Вопрос откуда взялись зодчие? Кроме того, где-то мне попадалась информация, что первый храм был деревянным. Основа же современного здания была построена все тем же Константином Острожским.

Главная особенность храма — его размеры. Он, наверное является одним из самых больших строений Вильны своей эпохи. По размерам он вполне сопоставим с Бернардинским или Кафедральным костелами. И это видно на гравюре Маковского 16 в. Там у данного храма высокий треугольный готический фасад. К сожалению достаточно качественного изображения у меня нет.

К сожаленю этот храм много раз повреждался и перестраивался. В 18 веке у него уже осталась только одна башня, и фасад уже был оштукатурен и приобрел криволинейную барочную форму.

Photobucket

Существует еще рисунок, показывающий церковь якобы в ее виде 17 века, но он не выдерживает ни какой критики.

Photobucket

В 16 и 18 веках церковь не имела центрального купола, и имела высокий главный фасад, тут же нет фасада и есть купол. Явная фантастика, обусловленная политически, ну очень хотелось придать храму «русские» черты, которых у него не было.

В начале 19 века храм пришел в запустение, был передан университету и очень сильно перестроен:

Photobucket

В нем располагался анатомический зал, потом казарма, назначение много раз менялось.

Во второй половине 19 века храм снова перестраивают, в результате получается что-то окологрузинское:

Photobucket

Photobucket

Photobucket

В результате были утрачены высокие фасады, но хотябы восстановили три разрушенные до 18 в. башни по углам.

Сравнительно недавно в алтарной части были проведены исследования и раскрыта старая кладка, с первоначальными готическими проемами и нишами. Также раскрыта кладка уцелевшей башни.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

В интерьере восстановлены первоначальные колонны сложной формы, но своды утрачены:

Photobucket

И последним хармом в моем сегодняшнем рассказе будет Супрасльская церковь.

Построена на средства Новогродского воеводы Александра Ходкевича в 1505-1511 годах. Этот храм является наверное самым своеобразным храмом из всех оборонных церквей. Из всех дошедших до нас храмов этот единственный пятибашенный. У храма очень своеборазный декор, это единственный оборонный храм с сильно вытянутым планом, и сложной системой готических сводов.

Храм практически не знал перестроек и дошел до второй мировой в своем первоначальном виде, за исключением барочных куполов на башнях, причем сохранились внутренние росписи храма. Но в конце второй мировой он был разрушен, причем разные источники кивают на разных виновников, по некоторым данным — взорвали немцы, по другим советы.

Вот как выглядит церковь на старом фото:

Photobucket

Совсем недавно поляки закончили полное восстановление церкви, и вот как она выглядит сейчас:

Photobucket

Похоже, сделано на отлично, но это все же новодел :-(

Все, что осталось от первоначальной церкви — достаточно большие фрагменты штукатурки в белостокском музее с фресковыми росписями:

Photobucket

Photobucket

К сожалению остальные православные храмы-крепости до нас не дошли. Так был разрушен собор в Бресте, на планах Полоцка есть кроме Софии еще один пятибашенный храм, судьба которого не известна. Возможно были и другие.

 

(Продолжение следует)

 

Источник:

 

Блог Антона Смалюка. Часть 1 

Блог Антона Смалюка. Часть 2

Рубрика: