Портал ЦАРКВА Просматриваемые темы Регистрация Поиск FAQ Пользователи Группы Избранное Вход  
Ответить на тему Так что же изучает сектоведение?
На страницу
1, 2, 3, 4, 5  След.
Так что же изучает сектоведение?
пресвитер Александр


Православный
Зарегистрирован: 18.05.2005
Сообщения: 494
Ответить с цитатой
Вот в семинарии, например, есть такой предмет - сектоведение. Для чего это нужно изучать в семинарии? Совершено понятно. Чтобы будущему пастырю иметь представление о разных ветвях христианства. Знать специфику каждого из ответвоений, не попасть впросак и иметь определенный запас аргументов в отстаивании православной точки зрения. Проще говоря, знать кому чем ответить.
Вот так я и понимал сектоведение как особый раздел сравнительного богословия. В сущности, как собствено сравнительное богословие. Просто последний термин закрепился в основном за апологетикой православя в отношении католичества и основных традиционных протестантских деноминаций. На долю оставшихся, в том числе и нехристианских, "досталось" сектоведение.
Но вот как-то дальше и все больше сектоведние уже предстает другой наукой. Вовсе даже и не богословской. Проскольку основным предметом своей заботы видит не столько направление на пусть истинного вероисповедания, сколько предупреждения и "спасения" от вовлечения в различные группировки религиозного и псевдорелигиозного характера, признанные или доказываемые этой наукой как "опасные для человека и общества". То есть перед нами социально-психологическая даже не наука, а служба. Хотя, конечно, с определенным научным аппаратом.
Изучает ли эта наука позитивные аспекты сектообразования (или хотя бы признает, что таковые есть) или только негативные?
Перекрещивается ли это социальное сектоведение с упомянутым выше богословским? Если да, то не становится ли она таким образом наукообразным способом преследования инакомыслия и инаковерия?

_________________
Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
(Мар.13:21)
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя Отправить личное сообщение
Kohelet


Православный
Зарегистрирован: 13.08.2005
Сообщения: 222
Ответить с цитатой
Существуют разные школы сектоведения. В настоящем сообщении Вы затронули как минимум 4 из них:
Противокультовую –занимается сравнительным анализом вероучения сект с учением своей религии.
Антикультовую – занимается борьбой с сектами.
Академическую – занимается научным изучения феномена сект без оценки его как плохого или хорошего.
Апологетическую – занимается выявлением только хороших сторон в сектах и всесторонней защитой их интересов.

Сектоведение как наука просто изучает секты и не выносит никаких заключений относительно того, хороши секты или плохи. При этом эта школа не ограничивается только социальной психологией, но включает в себя также разработки в области социологии, других направлений психологии, психиатрии, истории, этнологии, религиоведения, политологии, литературоведения, культурологии, права и т.д.

Нередко можно встретить смешение противокультовой и антикультовой школ сектоведения, или другие комбинации, что в случае грамотного синтеза может быть очень полезно, а в случае бездарного синтеза никогда не приносит хороших результатов.

Все школы сектоведения выполняют свою определенную функцию в общей системе взаимоотношений нетрадиционной религиозности и реакции на нее со стороны окружающего общества. Как правило, сектовед работает в рамках какой-то одной школы сектоведения. Серьезный сектовед знаком в совершенстве с аргументацией всех школ сектоведения и умеет грамотно выделять то самое ценное из них, что в них есть.

Грубейшей ошибкой было бы сводить все сектоведение к какой-либо одной из школ сектоведения.

это если в самых общих чертах
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя KoheletОтправить личное сообщение
Angelin Daniel


Православный
Зарегистрирован: 12.08.2005
Сообщения: 154
Ответить с цитатой
В старом семинарском курсе сектоведение, изучало причины возникновения сект (недостатки в жизни Церкви), оговаривалось , что христианство было раньше сектой. Дальше преподавалась история баптизма. Теперь новый курс разработан Дворкиным. Что ищут в сектоведении сегодня: это как бороться с сектами, идеологические ярлыки, которые можно приклеить к каждой секте, профилактика сектантства, создание государственных правовых механизмов защиты от сектантства. Богословием и историей никто не занимается. Как в советское время из курса "критика буржуазной философии" я не смог понять, что такое экзистенциализм или неотомизм, так и сейчас зачастую трудно представить, что кроме вреда несет та или иная секта. Встретившись с представителями какой-нибудь секты никак не можешь понять, почему они наглотавшись вредоносного духа секты, выглядят вполне живыми и счастливыми, потом доходит, это же предсмертные конвульсии - и тогда бежишь прочь, чтоб не надышаться.
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя Angelin DanielОтправить личное сообщениеОтправить e-mailICQ Number
пресвитер Александр


Православный
Зарегистрирован: 18.05.2005
Сообщения: 494
Ответить с цитатой
Ага. Что-то стало вырисовываться. Только что-то я нигде больше не встречал такой клаассификации сектоведений ?видите, оказывается не только сектанства бывают во множественном числе Smile )

Хотя прошу не обижаться, но весьма в точку мне показалось сравнение современного сектоведения (именно такого, которое так и хочется назвать "советским") с советской "критикой буржуазной философии". Да и вообще целиком согласен с сообщением Angelin Daniel. Я тоже встречаю у нас (или просто это так бросается в глаза) именно то сектоведение, которое названо в классификации антикультовым. Именно это сектоведение я вижу и у Дворкина. Но сам факт наличия различения сектоведений как-то обнадеживает.

Владимир, чтобы продолжить разговор, учитывая Ваше замечание:
Цитата:
Как правило, сектовед работает в рамках какой-то одной школы сектоведения.

хочу спросить - Вы лично работаете в каких рамках?

_________________
Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
(Мар.13:21)
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя Отправить личное сообщение
Kohelet


Православный
Зарегистрирован: 13.08.2005
Сообщения: 222
Ответить с цитатой
Вы писали:
Ага. Что-то стало вырисовываться. Только что-то я нигде больше не встречал такой клаассификации сектоведений ?

Это хорошо, что Вам становиться ситуация более понятна Very Happy .
Видите ли, 99,99 % аналитических материалов по сектоведению существует исключительно на иностранных языках. Лидирует английский, затем японский (Японское сектоведение по степени развитости уступает лишь американскому, да и то, с целым рядом оговорок), затем немецкий, французский и т.д. Т.е. серьезных материалов очень мало, и они известны только профессионалам. Поэтому ничего нет удивительного в том, что Вы ничего не слышали о самой распространенной в мире классификации школ сектоведения. (кстати я там не упомянул еще одну школу, правозащитную). Вообще их много этих классификаций, но эта самая известная. Вводную, весьма поверхностную статью о ней можете почитать тут:
http://www.cesnur.org/2001/london2001/barker.htm
Предупреждаю сразу: автор статьи принадлежит к апологетической школе сектоведения, т.е. защищает секты.


Вы писали:
Хотя прошу не обижаться, но весьма в точку мне показалось сравнение современного сектоведения (именно такого, которое так и хочется назвать "советским") с советской "критикой буржуазной философии".

Не обижаюсь. То сектоведение которое существовало при коммунизме относится даже не к антикультовой школе, а к противокультовой.

Вы писали:
Да и вообще целиком согласен с сообщением Angelin Daniel. Я тоже встречаю у нас (или просто это так бросается в глаза) именно то сектоведение, которое названо в классификации антикультовым. Именно это сектоведение я вижу и у Дворкина. Но сам факт наличия различения сектоведений как-то обнадеживает.

Перестаньте наезжать на Дворкина. Очень хороший человек, который сделал очень и очень много полезного. Чтобы понять что конкретно, нужно знать глубоко само сектоведение и взаимную динамику таких дуад, как: секты-сектоведы; сектоведы-сектоведы; секты-секты. И на антикульт, тоже не наезжайте. Все тоже не так просто как может показаться. Попробую объяснить так: качается маятник, большой маятник на длинной цепи. Если убрать хоть одно звено цепи - весь маятник рухнет. То же самое в сектоведении, все на своем месте во взаимной динамике и гармонии. И дело даже не в личности Дворкина сколько в тех функциях которые в рамках этого маятника выполняет.

Ваш вопрос:
Хочу спросить - Вы лично работаете в каких рамках?

Я, это тяжелый случай... Скажем так, я достаточно хорошо знаком со всеми школами. С случае необходимости могу изложить позиции и теоретический аппарат любой из этих школ как по отдельности, так и в разных их комбинациях. Во время написания диссертации и разных научных текстов, работаю исключительно в рамках академической... В постоянно встречающихся случаях проявления негатива в сектах – в противокультовой и антикультовой. Общение с сектантами обязывает хорошо знать апологетическую и правозащитные школы иначе посадят в лужу в два счета. А как работник Церкви, я глубоко убежден, что мои знания всех школ сектоведения как минимум заткнут рот тем, кто видит в Церковном сектоведении лишь необразованное мракобесие, а как максимум смогут реально помочь Церкви в будущем наиболее грамотно и адекватно решать проблемы и вопросы связанные с нетрадиционной религиозностью общества во всех ее формах.
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя KoheletОтправить личное сообщение
Angelin Daniel


Православный
Зарегистрирован: 12.08.2005
Сообщения: 154
Ответить с цитатой
Как быть с утверждением сектантов, что все традиционные религии были когда-то сектами и теперь пытаются удержать монополию на духовность? Есть ли кроме времени и результатов деятельности иные критерии вредности секты. Во всяком случае в старом семинарском курсе изучали только три секты: баптисты, евангелисты и пятидесятники. А сегодня они сами борются с сектантством и выглядят вполне респектабельно (хоть и не истинно), как-то сегодня моветон называть их сектами. Может ли сектоведение дать четкую классификацию и критерии альтернативной духовности и прогнозы, что из этих движений станет конфессией, а что останется сектой, или развалится само? И главное есть ли позитивные моменты, или неотвеченные вызовы, на которые стоит обратить внимание традиционной Церкви.
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя Angelin DanielОтправить личное сообщениеОтправить e-mailICQ Number
Kohelet


Православный
Зарегистрирован: 13.08.2005
Сообщения: 222
Ответить с цитатой
Дорогой Angelin Daniel,

Вопрос Вам на засыпку: мы случайно не знакомы в реальности?

Вы задали очень хорошие вопросы. Я даже немножко впечатлен. Но как известно, чем серьезнее вопрос тем меньше на него серьезных ответов. На все эти вопросы я пытаюсь ответить в рамках своего курса сектоведения. Не хочется, конечно, тут все пересказывать, поэтому буду краток и пойду вплоть до Вашего ответа на мой первый вопрос в маленькое контр наступление.

Цитирую:
Как быть с утверждением сектантов, что все традиционные религии были когда-то сектами и теперь пытаются удержать монополию на духовность?

То, что утверждают сектанты абсолютно не важно. Они говорят много чего. Важно то, что говорят ученые. Известны ли Вам ученые, которые согласны с этим утверждением и обосновывают его не просто на основании аналогий своего мышления?

Цитирую:
Есть ли кроме времени и результатов деятельности иные критерии вредности секты.

Время не есть критерий вредности секты. Что значит результаты? Как бы Вы оценили ситуацию когда одна и та же секта с одной стороны допускает сексуальные извращения а с другой кормит голодающих Африки?

Цитирую:
Во всяком случае в старом семинарском курсе изучали только три секты: баптисты, евангелисты и пятидесятники.

Это наверное очень старый семинарский курс. Насколько я знаю, в старых семинарских курсах изучали также молокан, духоборов, скопцов и т.д. Вы учились в семинарии?

Цитирую:
А сегодня они сами борются с сектантством и выглядят вполне респектабельно (хоть и не истинно), как-то сегодня моветон называть их сектами.

75 % всех сект занимаются активной борьбой с другими сектами. Ну и что? Мормоны те же выглядят намного более респектабельнее чем пятидесятники, и старше их лет на 70, значит ли это что мормоны не секта?

Цитирую:
Может ли сектоведение дать четкую классификацию и критерии альтернативной духовности и прогнозы, что из этих движений станет конфессией, а что останется сектой, или развалится само?

В сектоведении существует несколько сотен различных классификаций. Сможете ли Вы определить, что классификация «четкая» или «не четкая» если я ее Вам приведу, в то время как Вы не знакомы с другими классификациями и возможно не совсем хорошо знакомы со всем многообразием форм нетрадиционной религиозности?
Насчет прогнозов.
Критерии есть, но, они не операционализированы. Этот вопрос является одним из самых политизированных в сектоведении. Из-за его решения кардинально ломалась судьба многих и многих сект. Поэтому ученые в основном предпочитают его не трогать, или трогать но осторожно.

Цитирую:
И главное есть ли позитивные моменты, или неотвеченные вызовы, на которые стоит обратить внимание традиционной Церкви.

Есть.
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя KoheletОтправить личное сообщение
Angelin Daniel


Православный
Зарегистрирован: 12.08.2005
Сообщения: 154
Ответить с цитатой
Спасибо! Да здравствует наука! Я посрамлен! Видимо знакомы я вглядываясь в вашу аватару, узнаю очень знакомые черты!
Главный критерий конечно вредность. Я тут прочитал "отличительные черты" так наз. "тоталитарных сект". Сначала обрадовался и воздал хвалу величию науки, обличившей подлую бесчеловечную суть гнусных сект. Увы недолго радовался - посмотрел повнимательнее: ба! да это же точный портрет прихода отца Nominusa, да и приход отца Имярека точная копия описанного!!! Да влипли мы с Вашей наукой, вместо сектантов она нас обличает...
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя Angelin DanielОтправить личное сообщениеОтправить e-mailICQ Number
Kohelet


Православный
Зарегистрирован: 13.08.2005
Сообщения: 222
Ответить с цитатой
Дорогой Angelin Daniel

простите пожалуйста. Очень сложно мне в никнуть в смысл Вашего предшествующего сообщения. Но при чем тут наука и при чем тут посрамлен? Я не хотел Вас обидеть. Прошу прощения если так получилось. Мне показалось что мы действительно знакомы в реальном мире.

Смысл сообщения я все ранво не понял. Неужели у Вас появились только эмоции в ответ на мой пост?
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя KoheletОтправить личное сообщение
пресвитер Александр


Православный
Зарегистрирован: 18.05.2005
Сообщения: 494
Ответить с цитатой
Давайте тогда я задам вопрос простой и ясный - христианство это секта? или хотя бы было когда-то сектой?

_________________
Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
(Мар.13:21)
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя Отправить личное сообщение
пресвитер Александр


Православный
Зарегистрирован: 18.05.2005
Сообщения: 494
Ответить с цитатой
Вот только не понял почему нейтральная фраза
Цитата:
Я тоже встречаю у нас (или просто это так бросается в глаза) именно то сектоведение, которое названо в классификации антикультовым. Именно это сектоведение я вижу и у Дворкина.

воспринимается как наезд на "хорошего человека". Smile

_________________
Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
(Мар.13:21)
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя Отправить личное сообщение
Kohelet


Православный
Зарегистрирован: 13.08.2005
Сообщения: 222
Ответить с цитатой
Отче,

На этом форуме я уже писал голубой собаке Павлова следующее:

Поэтому дам краткую справку: Православная Церковь существует 2000 лет. То, что произошло между православными и католиками в 1054 году называется расколом. В результате расколов, согласно положениям социологии религии возникают не секты а разные конфессии одной и той же религии. Далее, в самом начале христианство отделилось от иудаизма, но если снова взглянуть с позиций светской социологии религии, то можно говорить не столько об отделении, сколько о формировании новой организации (христианства) по мотивам старой (иудаизма). Такое образование религиозных организаций именуется культом. Согласно той же социологии религии, в том случае, если какой-либо секте или культу удается выжить более 200-300 лет и оказать при этом мощное влияние на формирование культуры какой-либо страны мира, то о них можно говорить только как о религии.

Поэтому, с т.з. социологии религии «Сектой» христианство ну никак быть не могло, что бы там о нем не говорил Тертуллиан и прочие ранние авторы. Культом, сколько угодно. Но подчеркиваю, лишь в том случае если Вы переходите в область науки. Той, науки которой глубоко наплевать на любые положения веры. Да и то, с позиций этой науки таковым культом христианство пробыло лишь до эдикта Константина, т.е. 300 годочков.
В настоящее время о христианстве можно говорить только как о религии.
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя KoheletОтправить личное сообщение
пресвитер Александр


Православный
Зарегистрирован: 18.05.2005
Сообщения: 494
Ответить с цитатой
Подождіте. Вы ж где-то говорілі, что культ это хуже секты. Просто у нас это слово не очень удобно пріменять)

_________________
Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
(Мар.13:21)
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя Отправить личное сообщение
пресвитер Александр


Православный
Зарегистрирован: 18.05.2005
Сообщения: 494
Ответить с цитатой
Вы, значит, не разделяете такое определение?:

СЕКТА (от лат. secta учение, направление, школа), религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви.

А то что христианство возникло как секта в иудаизме написано во вполне респектабельных современных учебниках. Надо только конкретно поискать, где.
Извините, но такое впечатление, что просто у Вас слово секта выделено исключительно для негатива. Секта не может быть хорошей, а всее хорошее сектой. И баста.

_________________
Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
(Мар.13:21)
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя Отправить личное сообщение
Kohelet


Православный
Зарегистрирован: 13.08.2005
Сообщения: 222
Ответить с цитатой
Ну очень мне интересно знать и где же это я говорил что культ хуже секты? что-то Вы придумали...

СЕКТА (от лат. secta учение, направление, школа), религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви.

я в основном только этим определением и пользуюсь.

Но дело в том, что в современном мире, в резултате отделения образуется меньшинство религиозных организаций, а большинство в результате т.н. культовой инновации или грубо говоря "из ничего". Тема моей диссертации в Минске посвящена исследованию возникновения сект и культов и конкретно тому как же могут возникнуть из ничего культы.

В ТОМ СЛУЧАЕ КОГДА ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЕЛИЛАСЬ ОТ КАКОЙ-ЛИБО ИНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НО ПРИ ЭТОМ РАДИКАЛЬНО ИЗМЕНИЛА ЕЕ ВЕРОУЧЕНИЕ, УЧЕНЫЕ ГОВОРЯТ НЕ О ВОЗНИКНОВЕНИИ СЕКТЫ А О ВОЗНИКНОВЕНИИ КУЛЬТА.
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя KoheletОтправить личное сообщение
Так что же изучает сектоведение?
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
You can attach files in this forum
You can download files in this forum
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 1 из 5  


Добавить в Избранное
  
  
 Ответить на тему  
Вход:          Автоматически входить при каждом посещении   
Content © Хрысьціянскі форум ЦАРКВА

Каталог TUT.BY Rating All.BY