|
| Так что же изучает сектоведение? | |
пресвитер Александр
Православный |
Зарегистрирован: 18.05.2005 |
Сообщения: 494 |
|
|
Добавлено: Сб Авг 27, 2005 0:31 |
|
|
|
Вот в семинарии, например, есть такой предмет - сектоведение. Для чего это нужно изучать в семинарии? Совершено понятно. Чтобы будущему пастырю иметь представление о разных ветвях христианства. Знать специфику каждого из ответвоений, не попасть впросак и иметь определенный запас аргументов в отстаивании православной точки зрения. Проще говоря, знать кому чем ответить.
Вот так я и понимал сектоведение как особый раздел сравнительного богословия. В сущности, как собствено сравнительное богословие. Просто последний термин закрепился в основном за апологетикой православя в отношении католичества и основных традиционных протестантских деноминаций. На долю оставшихся, в том числе и нехристианских, "досталось" сектоведение.
Но вот как-то дальше и все больше сектоведние уже предстает другой наукой. Вовсе даже и не богословской. Проскольку основным предметом своей заботы видит не столько направление на пусть истинного вероисповедания, сколько предупреждения и "спасения" от вовлечения в различные группировки религиозного и псевдорелигиозного характера, признанные или доказываемые этой наукой как "опасные для человека и общества". То есть перед нами социально-психологическая даже не наука, а служба. Хотя, конечно, с определенным научным аппаратом.
Изучает ли эта наука позитивные аспекты сектообразования (или хотя бы признает, что таковые есть) или только негативные?
Перекрещивается ли это социальное сектоведение с упомянутым выше богословским? Если да, то не становится ли она таким образом наукообразным способом преследования инакомыслия и инаковерия? |
_________________ Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
(Мар.13:21) |
|
|
|
|
| |
| | |
Kohelet
Православный |
Зарегистрирован: 13.08.2005 |
Сообщения: 222 |
|
|
Добавлено: Сб Авг 27, 2005 1:09 |
|
|
|
Существуют разные школы сектоведения. В настоящем сообщении Вы затронули как минимум 4 из них:
Противокультовую –занимается сравнительным анализом вероучения сект с учением своей религии.
Антикультовую – занимается борьбой с сектами.
Академическую – занимается научным изучения феномена сект без оценки его как плохого или хорошего.
Апологетическую – занимается выявлением только хороших сторон в сектах и всесторонней защитой их интересов.
Сектоведение как наука просто изучает секты и не выносит никаких заключений относительно того, хороши секты или плохи. При этом эта школа не ограничивается только социальной психологией, но включает в себя также разработки в области социологии, других направлений психологии, психиатрии, истории, этнологии, религиоведения, политологии, литературоведения, культурологии, права и т.д.
Нередко можно встретить смешение противокультовой и антикультовой школ сектоведения, или другие комбинации, что в случае грамотного синтеза может быть очень полезно, а в случае бездарного синтеза никогда не приносит хороших результатов.
Все школы сектоведения выполняют свою определенную функцию в общей системе взаимоотношений нетрадиционной религиозности и реакции на нее со стороны окружающего общества. Как правило, сектовед работает в рамках какой-то одной школы сектоведения. Серьезный сектовед знаком в совершенстве с аргументацией всех школ сектоведения и умеет грамотно выделять то самое ценное из них, что в них есть.
Грубейшей ошибкой было бы сводить все сектоведение к какой-либо одной из школ сектоведения.
это если в самых общих чертах |
|
| |
| | |
Angelin Daniel
Православный |
Зарегистрирован: 12.08.2005 |
Сообщения: 154 |
|
|
Добавлено: Сб Авг 27, 2005 1:20 |
|
|
|
В старом семинарском курсе сектоведение, изучало причины возникновения сект (недостатки в жизни Церкви), оговаривалось , что христианство было раньше сектой. Дальше преподавалась история баптизма. Теперь новый курс разработан Дворкиным. Что ищут в сектоведении сегодня: это как бороться с сектами, идеологические ярлыки, которые можно приклеить к каждой секте, профилактика сектантства, создание государственных правовых механизмов защиты от сектантства. Богословием и историей никто не занимается. Как в советское время из курса "критика буржуазной философии" я не смог понять, что такое экзистенциализм или неотомизм, так и сейчас зачастую трудно представить, что кроме вреда несет та или иная секта. Встретившись с представителями какой-нибудь секты никак не можешь понять, почему они наглотавшись вредоносного духа секты, выглядят вполне живыми и счастливыми, потом доходит, это же предсмертные конвульсии - и тогда бежишь прочь, чтоб не надышаться. |
|
| |
| | |
пресвитер Александр
Православный |
Зарегистрирован: 18.05.2005 |
Сообщения: 494 |
|
|
Добавлено: Вс Авг 28, 2005 22:11 |
|
|
|
Ага. Что-то стало вырисовываться. Только что-то я нигде больше не встречал такой клаассификации сектоведений ?видите, оказывается не только сектанства бывают во множественном числе )
Хотя прошу не обижаться, но весьма в точку мне показалось сравнение современного сектоведения (именно такого, которое так и хочется назвать "советским") с советской "критикой буржуазной философии". Да и вообще целиком согласен с сообщением Angelin Daniel. Я тоже встречаю у нас (или просто это так бросается в глаза) именно то сектоведение, которое названо в классификации антикультовым. Именно это сектоведение я вижу и у Дворкина. Но сам факт наличия различения сектоведений как-то обнадеживает.
Владимир, чтобы продолжить разговор, учитывая Ваше замечание:
Цитата: | Как правило, сектовед работает в рамках какой-то одной школы сектоведения. |
хочу спросить - Вы лично работаете в каких рамках? |
_________________ Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
(Мар.13:21) |
|
|
|
|
| |
| | |
Kohelet
Православный |
Зарегистрирован: 13.08.2005 |
Сообщения: 222 |
|
|
Добавлено: Пн Авг 29, 2005 0:33 |
|
|
|
Вы писали:
Ага. Что-то стало вырисовываться. Только что-то я нигде больше не встречал такой клаассификации сектоведений ?
Это хорошо, что Вам становиться ситуация более понятна .
Видите ли, 99,99 % аналитических материалов по сектоведению существует исключительно на иностранных языках. Лидирует английский, затем японский (Японское сектоведение по степени развитости уступает лишь американскому, да и то, с целым рядом оговорок), затем немецкий, французский и т.д. Т.е. серьезных материалов очень мало, и они известны только профессионалам. Поэтому ничего нет удивительного в том, что Вы ничего не слышали о самой распространенной в мире классификации школ сектоведения. (кстати я там не упомянул еще одну школу, правозащитную). Вообще их много этих классификаций, но эта самая известная. Вводную, весьма поверхностную статью о ней можете почитать тут:
http://www.cesnur.org/2001/london2001/barker.htm
Предупреждаю сразу: автор статьи принадлежит к апологетической школе сектоведения, т.е. защищает секты.
Вы писали:
Хотя прошу не обижаться, но весьма в точку мне показалось сравнение современного сектоведения (именно такого, которое так и хочется назвать "советским") с советской "критикой буржуазной философии".
Не обижаюсь. То сектоведение которое существовало при коммунизме относится даже не к антикультовой школе, а к противокультовой.
Вы писали:
Да и вообще целиком согласен с сообщением Angelin Daniel. Я тоже встречаю у нас (или просто это так бросается в глаза) именно то сектоведение, которое названо в классификации антикультовым. Именно это сектоведение я вижу и у Дворкина. Но сам факт наличия различения сектоведений как-то обнадеживает.
Перестаньте наезжать на Дворкина. Очень хороший человек, который сделал очень и очень много полезного. Чтобы понять что конкретно, нужно знать глубоко само сектоведение и взаимную динамику таких дуад, как: секты-сектоведы; сектоведы-сектоведы; секты-секты. И на антикульт, тоже не наезжайте. Все тоже не так просто как может показаться. Попробую объяснить так: качается маятник, большой маятник на длинной цепи. Если убрать хоть одно звено цепи - весь маятник рухнет. То же самое в сектоведении, все на своем месте во взаимной динамике и гармонии. И дело даже не в личности Дворкина сколько в тех функциях которые в рамках этого маятника выполняет.
Ваш вопрос:
Хочу спросить - Вы лично работаете в каких рамках?
Я, это тяжелый случай... Скажем так, я достаточно хорошо знаком со всеми школами. С случае необходимости могу изложить позиции и теоретический аппарат любой из этих школ как по отдельности, так и в разных их комбинациях. Во время написания диссертации и разных научных текстов, работаю исключительно в рамках академической... В постоянно встречающихся случаях проявления негатива в сектах – в противокультовой и антикультовой. Общение с сектантами обязывает хорошо знать апологетическую и правозащитные школы иначе посадят в лужу в два счета. А как работник Церкви, я глубоко убежден, что мои знания всех школ сектоведения как минимум заткнут рот тем, кто видит в Церковном сектоведении лишь необразованное мракобесие, а как максимум смогут реально помочь Церкви в будущем наиболее грамотно и адекватно решать проблемы и вопросы связанные с нетрадиционной религиозностью общества во всех ее формах. |
|
| |
| | |
| |
| | |
Kohelet
Православный |
Зарегистрирован: 13.08.2005 |
Сообщения: 222 |
|
|
Добавлено: Пн Авг 29, 2005 11:43 |
|
|
|
Дорогой Angelin Daniel,
Вопрос Вам на засыпку: мы случайно не знакомы в реальности?
Вы задали очень хорошие вопросы. Я даже немножко впечатлен. Но как известно, чем серьезнее вопрос тем меньше на него серьезных ответов. На все эти вопросы я пытаюсь ответить в рамках своего курса сектоведения. Не хочется, конечно, тут все пересказывать, поэтому буду краток и пойду вплоть до Вашего ответа на мой первый вопрос в маленькое контр наступление.
Цитирую:
Как быть с утверждением сектантов, что все традиционные религии были когда-то сектами и теперь пытаются удержать монополию на духовность?
То, что утверждают сектанты абсолютно не важно. Они говорят много чего. Важно то, что говорят ученые. Известны ли Вам ученые, которые согласны с этим утверждением и обосновывают его не просто на основании аналогий своего мышления?
Цитирую:
Есть ли кроме времени и результатов деятельности иные критерии вредности секты.
Время не есть критерий вредности секты. Что значит результаты? Как бы Вы оценили ситуацию когда одна и та же секта с одной стороны допускает сексуальные извращения а с другой кормит голодающих Африки?
Цитирую:
Во всяком случае в старом семинарском курсе изучали только три секты: баптисты, евангелисты и пятидесятники.
Это наверное очень старый семинарский курс. Насколько я знаю, в старых семинарских курсах изучали также молокан, духоборов, скопцов и т.д. Вы учились в семинарии?
Цитирую:
А сегодня они сами борются с сектантством и выглядят вполне респектабельно (хоть и не истинно), как-то сегодня моветон называть их сектами.
75 % всех сект занимаются активной борьбой с другими сектами. Ну и что? Мормоны те же выглядят намного более респектабельнее чем пятидесятники, и старше их лет на 70, значит ли это что мормоны не секта?
Цитирую:
Может ли сектоведение дать четкую классификацию и критерии альтернативной духовности и прогнозы, что из этих движений станет конфессией, а что останется сектой, или развалится само?
В сектоведении существует несколько сотен различных классификаций. Сможете ли Вы определить, что классификация «четкая» или «не четкая» если я ее Вам приведу, в то время как Вы не знакомы с другими классификациями и возможно не совсем хорошо знакомы со всем многообразием форм нетрадиционной религиозности?
Насчет прогнозов.
Критерии есть, но, они не операционализированы. Этот вопрос является одним из самых политизированных в сектоведении. Из-за его решения кардинально ломалась судьба многих и многих сект. Поэтому ученые в основном предпочитают его не трогать, или трогать но осторожно.
Цитирую:
И главное есть ли позитивные моменты, или неотвеченные вызовы, на которые стоит обратить внимание традиционной Церкви.
Есть. |
|
| |
| | |
| |
| | |
| |
| | |
| |
| | |
| |
| | |
Kohelet
Православный |
Зарегистрирован: 13.08.2005 |
Сообщения: 222 |
|
|
Добавлено: Пн Авг 29, 2005 18:25 |
|
|
|
Отче,
На этом форуме я уже писал голубой собаке Павлова следующее:
Поэтому дам краткую справку: Православная Церковь существует 2000 лет. То, что произошло между православными и католиками в 1054 году называется расколом. В результате расколов, согласно положениям социологии религии возникают не секты а разные конфессии одной и той же религии. Далее, в самом начале христианство отделилось от иудаизма, но если снова взглянуть с позиций светской социологии религии, то можно говорить не столько об отделении, сколько о формировании новой организации (христианства) по мотивам старой (иудаизма). Такое образование религиозных организаций именуется культом. Согласно той же социологии религии, в том случае, если какой-либо секте или культу удается выжить более 200-300 лет и оказать при этом мощное влияние на формирование культуры какой-либо страны мира, то о них можно говорить только как о религии.
Поэтому, с т.з. социологии религии «Сектой» христианство ну никак быть не могло, что бы там о нем не говорил Тертуллиан и прочие ранние авторы. Культом, сколько угодно. Но подчеркиваю, лишь в том случае если Вы переходите в область науки. Той, науки которой глубоко наплевать на любые положения веры. Да и то, с позиций этой науки таковым культом христианство пробыло лишь до эдикта Константина, т.е. 300 годочков.
В настоящее время о христианстве можно говорить только как о религии. |
|
| |
| | |
пресвитер Александр
Православный |
Зарегистрирован: 18.05.2005 |
Сообщения: 494 |
|
|
Добавлено: Пн Авг 29, 2005 19:17 |
|
|
|
Вы, значит, не разделяете такое определение?:
СЕКТА (от лат. secta учение, направление, школа), религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви.
А то что христианство возникло как секта в иудаизме написано во вполне респектабельных современных учебниках. Надо только конкретно поискать, где.
Извините, но такое впечатление, что просто у Вас слово секта выделено исключительно для негатива. Секта не может быть хорошей, а всее хорошее сектой. И баста. |
_________________ Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
(Мар.13:21) |
|
|
|
|
| |
| | |
Kohelet
Православный |
Зарегистрирован: 13.08.2005 |
Сообщения: 222 |
|
|
Добавлено: Пн Авг 29, 2005 19:27 |
|
|
|
Ну очень мне интересно знать и где же это я говорил что культ хуже секты? что-то Вы придумали...
СЕКТА (от лат. secta учение, направление, школа), религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви.
я в основном только этим определением и пользуюсь.
Но дело в том, что в современном мире, в резултате отделения образуется меньшинство религиозных организаций, а большинство в результате т.н. культовой инновации или грубо говоря "из ничего". Тема моей диссертации в Минске посвящена исследованию возникновения сект и культов и конкретно тому как же могут возникнуть из ничего культы.
В ТОМ СЛУЧАЕ КОГДА ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЕЛИЛАСЬ ОТ КАКОЙ-ЛИБО ИНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НО ПРИ ЭТОМ РАДИКАЛЬНО ИЗМЕНИЛА ЕЕ ВЕРОУЧЕНИЕ, УЧЕНЫЕ ГОВОРЯТ НЕ О ВОЗНИКНОВЕНИИ СЕКТЫ А О ВОЗНИКНОВЕНИИ КУЛЬТА. |
|
| |
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах You can attach files in this forum You can download files in this forum
|
Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 5
Добавить в Избранное
|
|
|
| |