paveletsky
Православный |
Зарегистрирован: 19.07.2005 |
Сообщения: 81 |
|
|
Добавлено: Ср Янв 16, 2008 17:17 |
|
|
|
За тридевять небес (притча)
История этой удивительной страны уходит корнями в незапамятные времена. В отдаленном королевстве правил один добрый и справедливый король-основатель. Народ той земли души не чаял в своем повелителе, и мечтал, чтобы его правление длилось вечно. И ничто, казалось, не могло помешать этому, когда вдруг король объявил своим подданным о том, что ему необходимо на неопределенное, вероятно весьма продолжительное время, отправиться в далекое путешествие – в одно сказочное королевство, находившееся, по его словам, за тридевять небес. По возвращении (а король обещал непременно вернуться) он и установит то вечное царство мира, любви и справедливости, о котором мечтал не только его народ, но и все прочие народы, рассеянные по лицу земли.
И вот король отбыл в неизвестном направлении, временно передав власть своим сыновьям, а их у него было двенадцать. Время шло, а король все не возвращался. Ушли в мир иной (а как утверждали некоторые – навстречу королю) все его сыновья, так и не дождавшись возвращения отца. Им на смену пришли их собственные дети, но и те умерли, не дождавшись. Между тем, дела в королевстве шли все незавиднее. С уходом последних наследников престола, к власти то и дело стали приходить во многом случайные, и, что самое плачевное, недостойные люди, которые, тем не менее, заявляли о своем родстве с королем, и даже представляли какие-то справки и родословные. Шли годы, а ситуация не менялась (имеется в виду, в лучшую сторону). Между тем, в самом королевстве давно назревал раскол – на западное и восточное королевство.
Жители первого утверждали, что именно они остались наиболее верны заветам своего короля и сохранили те справедливые принципы, которые великий основатель провозгласил на вечные времена. Западные, напротив, утверждали, что истина на их стороне – в доказательство этого они приводили тот факт, что именно на их территории находится столица некогда единого королевства, с королевской резиденцией внутри.
Постепенно споры становились ожесточеннее, пока, наконец, вожди обеих земель не провозгласили создание двух независимых республик, каждая из которых положила в свое основание Священную Книгу – Конституцию короля, а также тот свод законов, который в свое время разработали его прямые потомки. С тех пор, жители двух земель практически перестали общаться друг с другом, почитая других изменниками и отступниками от святого завета. Этот трагические поворот, во многом предопределивший дальнейших ход истории той земли, случился спустя ровно тысячу лет после отбытия короля.
Время шло, и ситуация в двух некогда единых странах развивалась по разным сценариям. Рождались там и великие вожди, верные заветам своего короля, но нередко попадались и откровенные проходимцы, которыми руководила жажда власти и тщеславие. От этого, разумеется, отношения между странами только усугублялись.
В западном королевстве вся власть по традиции принадлежала градоначальнику столицы. В восточном же, поскольку там все города были примерно равны по размерам, численности и возрасту, правил собор старейшин, который и решал все насущные вопросы. От этого, понятное дело, было больше сумятицы и конфликтов, но, с другой стороны, народ имел большую свободу и мог сам участвовать в принятии важных решений – тогда как на западе решения принимал один человек, и если этот человек вдруг оказывался недостойным, страдала вся страна. В то же время, управлять так было проще, удобнее и в каком-то смысле эффективнее.
Мало-помалу ситуация на западе привела к тому, что единоличной власти и сопутствовавшему ей расцвету злоупотреблений и порока воспротивилась горстка недовольных, протестовавших против злостных нарушений Священной Конституции короля. Поначалу эти люди попытались было добиться правды и вразумить своих правителей, но, видя что у них ничего не выходит и встретив отчаянное и жестокое сопротивление последних, они, наконец, предприняли отчаянный и во многом вынужденный шаг – покинули пределы родной страны и основали свою собственную – неподалеку от родины, назвав тем же именем, которым назывались и две соседние республики. Основание третьей страны с одинаковым названием произошло спустя пятьсот лет после первого разделения.
Граждане самопровозглашенной республики в надежде на покаяние своих соседей, направляли тем многочисленные воззвания с просьбой одуматься и вернуться к первоистокам. Но, поскольку к ним мало прислушивались, почитая за изменников родины и самозванцев, они стали обустраивать собственную страну. И жизнь в ней была, особенно в начале, действительно лучше и свободнее, нежели на их исторической родине. Правда, со временем многое и здесь возвращалось на круги своя. Местные жители призывали своих оставшихся братьев приехать к ним в гости или даже остаться насовсем – но те, как правило, ни в какую не соглашались.
Жители новой страны уверяли их, что жизнь здесь несоизмеримо благополучнее и счастливее, чем в раздвоенном королевстве. Наиболее благоразумные из числа их восточных и западных соседей признавали, что, действительно, дела в их странах шли не лучшим образом, но, куда, спрашивали они, нам ехать, ведь здесь – наша родина? А ваша страна, возможно, гораздо лучше нашей – быть может, там и ландшафты живописнее и государственное устройство справедливее, но ведь это совсем чужая страна, не та, которая однажды была основана королем, и в которую он обещал вернуться и навести в ней порядок…
На это им возражали, что король вернется необязательно в ту страну, в которую обещал – он может вполне передумать и приехать к ним, чтобы возглавить новое царство. Так в бесконечных спорах и словопрениях и проходила жизнь представителей трех одноименных стран. Бывало, стороны, отчаявшись убедить других в своей правоте, ожесточались настолько, что вообще отказывали друг другу в праве называться братьями и даже людьми. Граждане разделенного королевства не признавали новую республику, тогда как последняя совершенно отвергла и отреклась от своей исторической родины. Они даже задумали переименовать старые королевства на своем языке, чтобы одним самим называться святым именем. Да и сами языки постепенно становились настолько непохожими один на другой, что общение трех народов становилось все проблематичнее, пока, наконец, не прекратилось и вовсе. Ведь никому не хотелось изучать язык той страны, которую он и за страну-то не признавал.
Однако по мере того, как дела в новой стране шли на спад, увеличивался и ропот среди ее граждан. Многие разочарованные, соскучившись по своей родине, начинали возвращаться домой. Дома их встречали с радостью, тогда как некоторые прежние сограждане навсегда вычеркивали их из своей памяти, почитая безвозвратно заблудшими. Видя, что и в их стране дела также обстоят не лучшим образом, они объявили, что истинного королевства вообще не существует, что оно является чем-то незримым и эфемерным – и что его провозгласит по своем возвращении король. А раз никакого королевства нет и в помине, продолжали они, то не все ли равно где его ожидать?
Между тем, прошла другая тысяча лет с тех пор, как король объявил о своем отъезде. Теперь на карте той земли было три совершенно непохожих друг на друга, но одинаковых по размерам страны, которые практически не общались между собой. И каждая из стран была уверена, что именно ее посетит великий король. Одни ссылались на то, что только они остались верны заветам некогда единого королевства, другие утверждали, что король непременно приедет обратно в свою столицу, где находилась его резиденция, третьи же резонно возражали, что король придет в ту страну, где жизнь наиболее справедлива.
Впрочем, даже они понимали, что жизнь несправедлива везде. Находились среди них и такие, которые заявляли, будто бы это видимое разделение на самом деле исключительно внешнее, а потому обманчивое явление, и что на самом деле, на глубине, на уровне сердец, королевство остается единым, то есть триединым. Правда, такие люди как-то не замечали тот факт, что сердца эти давно охладели к собратьям. Так, оставшиеся граждане отрекались от своих эмигрировавших братьев, а те, в свою очередь, отрекались от родины.
Однако наиболее фантастические гипотезы выдвигали некоторые верноподданные восточных земель, утверждавшие, что король вернется в свою страну – в ту, в которую обещал и которую основал, а не в какую-то новую, созданную другими по его примеру. В ту страну, где, хотя все далеко не безоблачно, но где, несмотря на гонения, остались преданные ему люди, которые не бросили родину в трудные для нее времена, терпеливо дожидаясь приезда своего господина. Который, добавляли они, изгонит из их страны нечестивых граждан и правителей, и восстановит свое вечное царство.
Так, жители всех трех приграничных стран и ожидали с нетерпением, кто же из них в конечном итоге окажется прав, хотя все они были совершенно уверены в собственной правоте. Ожидал этого и искренний читатель, и автор этих строк. А сам король, тем временем, медлил… |