Портал ЦАРКВА Просматриваемые темы Регистрация Поиск FAQ Пользователи Группы Избранное Вход  
Ответить на тему Вера в Апостольскую Церковь
Вера в Апостольскую Церковь
paveletsky


Православный
Зарегистрирован: 19.07.2005
Сообщения: 81
Ответить с цитатой
Верую во Апостольскую Церковь

В данной статье мне хотелось бы затронуть проблему восприятия Церкви и церковности, как таковой, в общепринятом православном и протестантском понимании – в тех ограниченных пределах, в которых я в состоянии и вправе рассуждать об этом. Данный материал не претендует на истинность в какой бы то ни было инстанции, но отражает исключительно субъективное, во многом поверхностное мнение автора (которого, тем не менее, он так или иначе придерживается).

Итак, что касается сегодняшнего православия, оно в первую (не единственную?) очередь воспринимает Церковь как некое таинственное, мистическое единство всех верующих во Христа – что подразумевается таким понятием как «соборность». Православный верит именно в Соборную Церковь – как сверхъестественное единство чад Божиих, собранных воедино ото всех пределов времени и пространства.

В нео- же протестантизме (под которым в данном случае понимаются те конфессии, которые отвергают принцип рукоположения и преемственности, либо понимают его нетрадиционно), понятие соборности как таковой, в ее классическом варианте, практически отсутствует. Здесь церковь мыслится, главным образом, как община, или семья верных, в которой действует и которой руководит непосредственно Дух Святой.

Напротив, в православии общины семейного типа если и встречаются, то крайне редко, да и те порою сталкиваются с непониманием, неприятием, а то и открытой враждебностью. В конечном счете, православие скорее сориентировано на Церковь в ее вселенском значении, тогда как принцип общинности, по сути – на практике – отсутствует.

Вместо этого, православному христианину приходится, за неимением реальной альтернативы, следовать путем индивидуалистического освящения и самосовершенствования, когда человек учится отвергать себя и любить других – но ввиду отсутствия вполне конкретных братьев и сестер, с которыми бы он разделял одну жизнь, одну веру и одно служение, ему предлагается любить всех, все человечество – что, безусловно, весьма похвально, да только вряд ли осуществимо – по крайней мере, не за счет тех, кого апостол Павел назвал «своими по вере».

В общехристианском Символе веры, помимо прочего, исповедуется вера христиан «во Апостольскую Церковь». В традиционном понимании под этим подразумевается Церковь, берущая начало от апостолов, т.е. основанная ими, и действующая в духе самих апостолов.

Однако давайте посмотрим, что представляла собой непосредственно во времена апостолов та самая апостольская Церковь, в которую мы призваны верить и на которую ориентироваться. А представляла она собой собрание общин, преобразованных Духом Святым в тесные духовные семьи, которые, насколько позволяли обстоятельства, постоянно поддерживали связь друг с другом.

Во времена апостолов церковь не мыслилась иначе, как духовной семьей – узким, но в то же время не замкнутым, но открытым миру и постоянно расширявшимся кругом избранных – учеников Господних, братьев и сестер во Христе, служивших друг другу теми дарами, которые они получили от Господа.

Но вот именно апостольская церковь в ее изначальном виде довольно нехарактерна для современного православия, где прихожане порой и вовсе не знают друг друга, не говоря уже о разделении одной жизни в Теле Христовом.

В протестантизме же, взявшим за основу Писание и отвергшим все остальное (а часто и вовсе поставившим букву во главу угла), церковь мыслится как конкретная община конкретных людей, но одновременно отсутствует понимание Церкви как Собрания всех святых – как ныне живущих, так и «праведников, достигших совершенства», т.е. отвергается принцип соборности. В результате же подобной, зачастую ненарочной, но от этого не менее реальной отсеченности от корней Церкви и утраты подлинной духовной традиции, общины замыкаются сами в себе, либо в лучшем случае стараются копировать жизнь апостольской церкви, клонировать ее саму, не имея на то ни духа, ни силы последней.

В результате, мы имеем ущербность и оскудение церковно-общинной жизни, как в самом православии, где Церковь мыслится почти исключительно в категориях вселенских, так и в протестантизме, где Церковь локализована, низведена до уровня отдельно взятой общины.

Тем не менее, именно в православном опыте и традиции присутствует, хотя и не так часто как хотелось бы воплощается на деле, восприятие Церкви и как Вселенского Богочеловеческого Организма, соединяющего в себе весь мир и сочетающего его со Христом – т.е. Тела Христова, и как поместной общины верных, управляемой Им же.

Помимо этого, в отличие от протестантизма, православие учит о том, что вся полнота истины и благодати, насколько они открыты Богом и насколько их может вместить человеческий опыт, даются не отдельной общине, что неизменно привело бы ее к самоизоляции и разрушению (распадению на множество несогласных друг с другом групп верующих, что и наблюдается ныне), а всей полноте церковного тела.

Таким образом, православие и протестантизм, абсолютизируя определенное восприятие церкви – соборности в противовес общинности, и наоборот – на выходе производят то, что с весьма условной натяжкой можно именовать Телом Христовым, если понимать под ним «единство верных в истине и любви».

Поэтому, на мой субъективный взгляд, православные и протестанты, будучи так или иначе братьями во Христе, должны, в духе смирения и любви, учиться перенимать положительный опыт друг друга – для того, чтобы обогатить свой собственный и содействовать созиданию и совершенствованию Тела Христова – понимаемого как 1) единство ближних – тех братьев и сестер, которых мы знаем лично и называем по имени, и с которыми разделяем радости и тяготы повседневной христианской жизни, а также как 2) единство дальних, т.е. всех верующих во Христа, когда бы и где бы они не жили.

Без этих двух равновеликих и неотъемлемых компонентов Церкви, нет и не может быть, на мой взгляд, полноценного Тела Христова, а значит, в каком-то смысле, и самих христиан, нас с вами…

_________________
сквозь тернии к звездам
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя paveletskyОтправить личное сообщение
burbalka


Православный
Зарегистрирован: 19.05.2005
Сообщения: 1522
Откуда: Менск-Мінск
Ответить с цитатой
Итак, что касается сегодняшнего православия, оно в первую (не единственную?) очередь воспринимает Церковь как некое таинственное, мистическое единство всех верующих во Христа – что подразумевается таким понятием как «соборность». Православный верит именно в Соборную Церковь – как сверхъестественное единство чад Божиих, собранных воедино ото всех пределов времени и пространства.
В нео- же протестантизме (под которым в данном случае понимаются те конфессии, которые отвергают принцип рукоположения и преемственности, либо понимают его нетрадиционно), понятие соборности как таковой, в ее классическом варианте, практически отсутствует. Здесь церковь мыслится, главным образом, как община, или семья верных, в которой действует и которой руководит непосредственно Дух Святой.


Я не знаю, что такое "сегодняшнее православие", но принцип соборности или кафоличности никоим образом не отрицает принцип общинности или поместности. Церковь - это не сумма всех верующих или общин, полнота Церкви присутствует в отдельно взятой евхаристической общине, где соверашается Божественная литургия - молитва за весь мир. В этой общинной молитве присутствует Сам Христос, присутствует вся Церковь - земная и небесная. Принцип соборности также означает, что именно община является телом Христовым, и именно вся община является преемницей православной веры, начиная с апостольских времен, а не эксклюзивно "рукоположенный пресвитер или епископ", которые, безусловно, нужны, но ими церковь не ограничивается. Это тоже соборность.

В конечном счете, православие скорее сориентировано на Церковь в ее вселенском значении, тогда как принцип общинности, по сути – на практике – отсутствует.
Вот ты интересно говоришь, "православие сориентировано", а что такое "православие", которое сориентировано?

Помимо этого, в отличие от протестантизма, православие учит о том, что вся полнота истины и благодати, насколько они открыты Богом и насколько их может вместить человеческий опыт, даются не отдельной общине, что неизменно привело бы ее к самоизоляции и разрушению (распадению на множество несогласных друг с другом групп верующих, что и наблюдается ныне), а всей полноте церковного тела.
Вся полнота церковного тела реализуется в одной общине. Просто очень часто про это забывается самими православными.



Когда мы говорим про апостольское преемство в Церкви, очень часто подразумевается не преемственность одной веры, одного духа, но преемственность сводится исключительно к рукоположению. Но преемственность и апостольство дается не только отдельным членам общины (допустим, пресвитерам), но всей полноте церковной. Апостольское рукоположение, в принципе, существует для каждого члена церкви в возложении рук и принятии Духа Святого в Таинстве миропомазания, которому в современной церковной практике уделяется очень мало внимания, на мой взгляд. Т.е. и понятие об общине, и о царственном священстве, и о соборности - всё это есть в православной церкви, только часто оно забыто или искажено. Т.е. вот это Предание и эту жизнь и следует возрождать, а не копировать жизнь протестантских общин.

_________________
Кожнае слова можа быць выкарыстаным супраць цябе
_____________
За кожнае слова трэба адказваць
________
Не ў слове, а ў сіле!
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя burbalkaОтправить личное сообщениеПосетить сайт автораICQ Number
ASP


Протестант
Зарегистрирован: 22.03.2008
Сообщения: 12
Ответить с цитатой
Уважаемый Paveletsky, а что такое протестанты в Вашем и нашем понимании? Вероучение Обьединенной Церкви Христиан Веры Евангельской в РБ и РФ, как раз практически разделяет Ваши убеждения (см. напр. www.cxbe.by), а наша Евангелическо-Лютеранская церковь не признает харизматов протестантами (пастоов Саандей, Ледаев и пр.) .Евангелическо-Лютеранская церковь даже более консервативна. Помилуйте, можно ли говорить о Протестанской церкви ВООБЩЕ послушав только того же С. Журавлева, Бадаева и пр. Почитайте катехезисы М. Лютера (skatarina.ru и т.д.).
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя ASPОтправить личное сообщение
burbalka


Православный
Зарегистрирован: 19.05.2005
Сообщения: 1522
Откуда: Менск-Мінск
Ответить с цитатой
Наша Евангелическо-Лютеранская Церковь? Ольга Штокман что ли? Не смешите гусей.

_________________
Кожнае слова можа быць выкарыстаным супраць цябе
_____________
За кожнае слова трэба адказваць
________
Не ў слове, а ў сіле!
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя burbalkaОтправить личное сообщениеПосетить сайт автораICQ Number
Вера в Апостольскую Церковь
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
You can attach files in this forum
You can download files in this forum
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 1 из 1  


Добавить в Избранное
  
  
 Ответить на тему  
Вход:          Автоматически входить при каждом посещении   
Content © Хрысьціянскі форум ЦАРКВА

Каталог TUT.BY Rating All.BY