Портал ЦАРКВА Просматриваемые темы Регистрация Поиск FAQ Пользователи Группы Избранное Вход  
Ответить на тему магизм в православии
На страницу
1, 2  След.
магизм в православии
duduk@


Зарегистрирован: 23.09.2005
Сообщения: 73
Ответить с цитатой
позвонила мне сегодня моя знакомая и задала такой вопрос: "можно ли отказаться от права быть крестным отцом? а то люди, которые предлагают моему знакомому стать крестным папой, сказали, что отказываться ни в коем случае нельзя..."
или вот пришлось мне на похоронах присутствовать. и узнала я столько всяких полезных вещей о том, что нужно делать, а что ни в коем случае делать нельзя, что аж голова кругом пошла. например: ставить гроб нужно на перевернутый наизнанку ковер, обязательно посидеть на табуретках, на которых гроб стоял, а потом их перевернуть. все это делается для того, чтобы никто больше не умер... так было сделано, тем не менее, через 80 дней были новые похороны... но никтого это не смутило. так надо!!! подумаешь, мелочи какие... зато были другие признаки того, что кто-то умрет скоро...
затем на поминках: обязательно нужно поставить тарелку с едой и рюмку с водкой для покойника. когда спросили, что же с ними делать после поминок, ответ был: "ай, не знаю я. что хотите, то и делайте"...
в общем, получается, что народ перенял языческие традиции, а смысла того, что делает, не знает. начинаешь объяснять, что это с христианской точки зрения забабоны все. не слышит никто...
гы. отсюда вывод - надо читать Фрезера и всяких фольклористов. они-то хоть объясняют, почему у народов то-то и то-то делалось, и какой смысл они вкладывали в свою символику. Laughing

_________________
ищу себя...
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя duduk@Отправить личное сообщение
Kohelet


Православный
Зарегистрирован: 13.08.2005
Сообщения: 222
Ответить с цитатой
Да, суеверия и магическое мышление в Церкви есть одна из форм внутрицерковного сектантства. Магическое восприятие существует в рамках всех традиционных религиях мира. Некоторые религиоведы выделяют особое понятие "народной религии", т.е. своеобразной фольклорной версии учения и практик традиционной религии мира. Так говорят о народном исламе, народном православии, народном буддизме. В принципе о народной религиозности уже сказано и исследовано много всего интересного в среде этнологой, историков религии, религиоведов (так и хочется сказать сектоведов...).

Вероятно наиболее примечательной формой народного католицизма с которой я когда-либо встречался есть поклонение в одной из католических церквей Италии фаллосу установленному в одном из костелов. Правоверные католички ему молились и поклонялись в надежде на собственное плодородие. А еще с ним там устраивали торжественные шествия.
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя KoheletОтправить личное сообщение
пресвитер Александр


Православный
Зарегистрирован: 18.05.2005
Сообщения: 494
Ответить с цитатой
Есть разница, как мне кажется, между тем, когда "народ перенял" и когда народ "творит".
Допустим, поклонение фаллосу вполне понятная даже логически языческая форма религии. Как это все сохраняется в, якобы, христианской церкви, другой вопрос. Возможно печальный, как всегда, финал попытки "оцерковления" языческого обычая. При всем ужасе здесь ясно видны корни - откуда и почему пошло. И даже при желании можно объяснить несовместимость с христианством.
Обычаи же мелкие, которые роем кружатся вокруг таких событий, как похороны, сватьбы и т. д. менее уловимы. Мало того, чтто их мног и они разные в разных местах, что затрудняет борьбу у с ними чисто физически, так многие из них кажутся столь мелкими, что вроде и не стоят борьбы и даже вроде внешне сходны с православными обычаями. А православные обычаи, в свою очередь, облекаются в магическую оболочку. Чего стоит, например, столь "догматический" вопрос, как "православность" установки надгробного креста - у ног или головы. Этому посвящены целые статьи с безоговорочными "богословскими" выводами, как все же "православно".

_________________
Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
(Мар.13:21)
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя Отправить личное сообщение
duduk@


Зарегистрирован: 23.09.2005
Сообщения: 73
Ответить с цитатой
мне кажется, что все эти вещи связаны с тем, что люди понятия не имеют об учении ПЦ. чего стоят вариации на тему символа веры и других непонятных слов во время богослужения. мне один интеллигент рассказывал о своих первых трактовках слов "да исправится молитва моя яко кадило пред тобою"... в общем-то, сейчас такое время, когда народ уже в большинстве своем оторвался от традиционного общества и мог бы нормально воспринимать вероучение церковное. мдя. хотя это вопрос. на богословском факультете учился один молодой человек, который любил рассказывать о бесах, а один раз и вовсе залепил о том, что есть календарь божественный (церковный) и дьявольский (григорианский то есть). так что временами просто руки опускаются, когда начинаешь присматриваться ко всему, что в церковной среде творится. так что тоже еще вопрос, кто компетентен настолько, чтобы учить тому, что есть Православное учение, а не своим домыслам... хотя, это уже, наверное, тема о плохости Церкви...

_________________
ищу себя...
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя duduk@Отправить личное сообщение
Angelin Daniel


Православный
Зарегистрирован: 12.08.2005
Сообщения: 154
Ответить с цитатой
Тут не нужно богословского образования ... нужна минимальная катехизация и все эти забубоны-суеверия станут для всех очевидно глупыми. Дело тут не в Церкви. Просто у нас народ еще никем не катехизирован. А Вы говорите Фрезер, на кой нам нужна эта эта нехристианская литература, когда у нас еще Закон Божий не открывали. А кстати, что думает Скелет о Фрезере?
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя Angelin DanielОтправить личное сообщениеОтправить e-mailICQ Number
пресвитер Александр


Православный
Зарегистрирован: 18.05.2005
Сообщения: 494
Ответить с цитатой
Angelin Daniel писал(а):
нужна минимальная катехизация и все эти забубоны-суеверия станут для всех очевидно глупыми. Дело тут не в Церкви. Просто у нас народ еще никем не катехизирован.


Очень интересно... Интересно, что Вы имете в виду под катехизацией? Растолковать, что верить надо так и вот так, и народ сразу бросит все суеверия? Вы в это верите?
Как и в то, что
Цитата:
Дело тут не в Церкви.

_________________
Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
(Мар.13:21)
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя Отправить личное сообщение
duduk@


Зарегистрирован: 23.09.2005
Сообщения: 73
Ответить с цитатой
вот и я говорю, что нужно, чтобы народ понимал, что происходит в церкви во время богослужения, и знал, что Троица - это не Бог, Богородица и Николай Чудотворец... нам препод рассказывал, что заочники в семинарии Минской такие вещи рассказывают на экзамене по догматике, что просто волосы дыбом встают (вышеописанное мнение о Троице - тоже их мнение...) тем не менее, им ставят тройки и отпускают с миром... и кто тогда должен катехизацию проводить?
а Фрезер нужен для того, чтобы отвечать тем, кто хочет все знать. Very Happy

_________________
ищу себя...
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя duduk@Отправить личное сообщение
Kohelet


Православный
Зарегистрирован: 13.08.2005
Сообщения: 222
Ответить с цитатой
Фрэзер великий дядька, очень интересный.

А магическое сознание в Церкви простыми разъяснениями не уничтожить.
Это достаточно сложно явление до сих пор не до конца исследованное в науке. Выделяется два типа людей: с этим самым магическим сознанием и без него. Намного проще такого человека верящего в одни суеверия переубедить в том, что эти суеверия не действуют, но зато другие суеверия действуют, чем вообще убрать у него веру в действенность суеверий.
В разговоре этого достичь не возможно. Это во многом закладывается в детстве, в процессе воспитания, и пассивного восприятия информации об механизмах работы и закономерностях окружающей действительности. Это очень тяжело убирается.
А вообще-то это самая сложная проблема в сектоведении, хотя бы потому, что секты практикующие магические услуги и спекулирующие на магическом сознании индивида являются единственным видом сект просуществовавшим на протяжении весй истории человечества в практически неизменном виде. Возникали разные типы сект и исчезали. Эти были есть и будут. С помощью одного богословия тут не справиться. Нужно обращаться к светским коллегам сектоведам: к психологам и психиатрам.
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя KoheletОтправить личное сообщение
duduk@


Зарегистрирован: 23.09.2005
Сообщения: 73
Ответить с цитатой
имхо - психологию должны изучать все, кто с людьми работает.а уж богословы и семинаристы, так в обязательном порядке и большом объеме...

_________________
ищу себя...
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя duduk@Отправить личное сообщение
burbalka


Православный
Зарегистрирован: 19.05.2005
Сообщения: 1522
Откуда: Менск-Мінск
Ответить с цитатой
ды вы што - магізм у праваслаўі ніякая ня сэкта. гэта сама што ні на ёсць "традыцыйная" рэлігійнасць.

_________________
Кожнае слова можа быць выкарыстаным супраць цябе
_____________
За кожнае слова трэба адказваць
________
Не ў слове, а ў сіле!
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя burbalkaОтправить личное сообщениеПосетить сайт автораICQ Number
Kohelet


Православный
Зарегистрирован: 13.08.2005
Сообщения: 222
Ответить с цитатой
Полностью с Вами согласен.
Из психологии первым делом надо бы богословам и семинаристам преподавать социальную психологию и когнитивную психологии. Предполагается что самую близкое к богословию направление психологии - экзистенциальную психологию они уже знают.
Кроме того нужны как минимум основы социологии.
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя KoheletОтправить личное сообщение
Kohelet


Православный
Зарегистрирован: 13.08.2005
Сообщения: 222
Ответить с цитатой
Натали,

Если учесть что этот магизм передается из поколения в поколение то ты совершенно права. Можно совершенно спокойно говорить о традиции народной религиозности в Церкви. Так ученые ее в принципе и классифицируют. Только низя смешивать ее с основным потоком православной традиции.
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя KoheletОтправить личное сообщение
burbalka


Православный
Зарегистрирован: 19.05.2005
Сообщения: 1522
Откуда: Менск-Мінск
Ответить с цитатой
о, я далёкая ад гэтага.
але мне здаецца, што якраз "магізм праваслаўны" - гэта драцыйная рэлігія, але ніяк не праваслаўе без магізму. у праваслаўі перамнасьць ёсьць, але гэтая пераемнасьць цяпер ня столькі зьвязаная з сям'ёй, грамадзствам ці яшчэ чымсьці, сколі з унутраным мэханізмам царквы. але такая пераемнасьць ёсьць і ў пяцідзесятнікаў - ведалі б вы, наколькі некаторыя цэрквы традыцыйныя!

_________________
Кожнае слова можа быць выкарыстаным супраць цябе
_____________
За кожнае слова трэба адказваць
________
Не ў слове, а ў сіле!
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя burbalkaОтправить личное сообщениеПосетить сайт автораICQ Number
Митчер


Православный
Зарегистрирован: 01.07.2005
Сообщения: 278
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Владимир писал(а):
Только низя смешивать ее с основным потоком православной традиции.


Низя-то низя, но в массовом сознании подмена, боюсь, давно уже произошла Smile
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя Отправить личное сообщениеПосетить сайт автораICQ Number
Kohelet


Православный
Зарегистрирован: 13.08.2005
Сообщения: 222
Ответить с цитатой
Натали,

Традиция включает в себя все от начала до конца: религию во всех ее аспектах, уклад семейной жизни, историю политических преобразований, историю развития формы чайника, ВСЕ от начала до конца. Строго говоря, православная Церковь на Беларуси рассмотренная как традиция вписывается в общий контекст истории (традиции) белорусского общества и мирового православия. Народное магическое сознание в православии является частью общей традиции, одним из ее составляющих компонентов.
О формировании традиции можно говорить начиная с третьего поколения. Пятидесятники существуют с 1901 года. Значит можно говорить у них о формировании своей традиции.

Митчер,
В массовом сознании эта подмета произошла частично. Эта часть и есть весь спектр представителей народной магической религиозности. Однако весь спектр людей мыслящих в Церкви и не подверженных магизму не совершают также сей подмены.
Посмотреть профильНайти все сообщения пользователя KoheletОтправить личное сообщение
магизм в православии
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
You can attach files in this forum
You can download files in this forum
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 1 из 2  


Добавить в Избранное
  
  
 Ответить на тему  
Вход:          Автоматически входить при каждом посещении   
Content © Хрысьціянскі форум ЦАРКВА

Каталог TUT.BY Rating All.BY