|
| Вшивание св. мощей в антиминс- откуда такая традиция? зачем? | |
osta
Православный |
Зарегистрирован: 10.10.2005 |
Сообщения: 53 |
Откуда: г. Самара |
|
Добавлено: Вт Апр 11, 2006 13:10 |
|
|
|
Друзья, я с большим интересом слушаю лекции о. Михаила Желтова в мр3 формате по литургике и по ходу прослушивания возникают вопросы...
Может, кто-то знает, как, с т.зр. исторической литургики, объяснить появление мощей 3 мучеников в специальном кармане антиминса?
Традиционно появление мощей в антиминсе связывают с традицией первых христиан служить на гробницах святых в катакомбах, однако, из лекции о. Михаила я поняла, что нельзя однозначно говорить, что первые христиане служили на саркофагах мучеников.
Кроме того, традиция служения литургии на плате/антиминсе появилась у христиан лишь в 7 веке, в период иконоборчества и была перенята у монофизитов, которые из-за гонений служили на освященной доске.
В таком случае, как все-таки объяснить появление мощей в антиминсе? Есть ли здесь какая-то логика?
Мне это важно, т.к. неоднократно, в т.ч. и в дискуссиях с протестантами, этот вопрос поднимался. |
_________________ С самыми добрыми пожеланиями,
Наталья. |
|
|
|
|
| |
| | |
пресвитер Александр
Православный |
Зарегистрирован: 18.05.2005 |
Сообщения: 494 |
|
|
Добавлено: Вт Апр 11, 2006 15:05 |
|
|
|
Мне лично эта традиция видится только традицией, не несущей никакого смысла. Как и наличие самого антиминса (вместопрестолия на престоле - абсурд). Антиминс в принципе, как я понимаю, призван служить своего рода "документом" - то есть подтверждением того, что Евхаристия совершается по благословению епископа, а не самочинно. Ведь епископ это олицетворение единства Церкви, епископ восседает на месте Христа . Когда-то в древности поэтому Евхаристия совершалась всем собранием христиан в городе во главе с епископом. В Риме на таком собрании могло присутствовать тысячи человек, но "для удобства", как сейчас, не стремились расходиться по закуткам. Только уж когда стало совсем нвозможно физически, собрания разделили, но во всем рисутствовала символика единства. Она в том числе и в том, что пресветер рукополагается епископом, то есть он посылается как предстпавитель епископа. В начале такого разделения собраний даже существовал обычай развозить части от Агнца, на котором служил епископ, по всем церквам - для большего восприятия того, что Тело одно. Таким образом и антиминс можно было бы рассматриваать как кусочки главного епископского престола. Но встает вопрос - а что подтверждает самого епископа? Где мы видим олицетворение апостольства? Вот она в том, видимо, что есть мощи. Если епископ сам по себе может подписать какой угодно плат, то само наличие мощей свидетельствует о том, что они, сохраняемые Церковью, являются знаком преемственности.
Но только лишь знаком, а не доказательством. Поскольку мощи ведь можно и украсть. Да и вообще кто там проверяет, что там лежит.
Точно так же и антиминс - только лишь знак. Мало ли как к кому может попасть антиминс - это же все же вещь. Ну а тем более, что антиминс посылается в конкретную церковь, а в какую, написано на нем. Его же привыкли воспринимать как абсолютную святыню - уже и храма может не быть, умер и епископ, и священик, которому он дан, а вот есть антиминс - можно служить. Нет - нельзя! На каком, спрашивается, основании?
Ситуация похожая, кстати, и с пресвитерством. В принципе пресвитер рукополагается в конкретную общину, которая (в идеале) избрала его как предстоятеля и пастыря. Пресвитер же нами воспринимается орять же абсолютно - батюшка он и есть батюшка. Раз батюшка, то может председательствовать на Евхаристии. И никому уже не интересно, а где, кем и для кого был поставлен пресвитером этот человек. На каком основании? На каком основании он "лучшее" и "законнее" человека, которого мы знаеим и доверяем как главе общины, даже если он не имел в своей биографии такого факта, как поставление на служнение епископом Н. в храме НН. |
_________________ Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
(Мар.13:21) |
|
|
|
|
| |
| | |
| |
| | |
| |
| | |
burbalka
Православный |
Зарегистрирован: 19.05.2005 |
Сообщения: 1522 |
Откуда: Менск-Мінск |
|
Добавлено: Пн Апр 17, 2006 13:49 |
|
|
|
Наталья,
поверь мне, вшивание мощей в антиминс - это не самое страшное Это конечно "наносное", как и многое в православии. Но, Наташ, в наносном ведь нет ничего плохого? Это хорошо, что возникают новые традиции с глубоким смыслом. Ведь во вшивании мощей в плат, на котором служат литургию имеет богословсое значение. Плохо другое, что чаще весь богословский смысл из ТРАДИЦИИ вымываеется, и остаётся - только дохленькая форма... |
_________________ Кожнае слова можа быць выкарыстаным супраць цябе
_____________
За кожнае слова трэба адказваць
________
Не ў слове, а ў сіле! |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах You can attach files in this forum You can download files in this forum
|
Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1
Добавить в Избранное
|
|
|
| |