С форума Андрея Кураева
Поразмышляйте над таким высказыванием одного из участников восьмой международной конференции, проходившей в Объединённом институте ядерных исследований:
--
Мы постоянно стоим перед выбором, какому мировоззрению отдать предпочтение и где преимущества того или другого. Каково ценностное соотношение между религией и атеизмом? Чтобы ответить на этот вопрос, религию и атеизм целесообразно рассмотреть как две теории бытия (или небытия) Бога, поскольку данная проблема является для них главнейшей. При таком подходе к ним должны быть предъявлены по меньшей мере два основных научных требования. Первое: необходимость иметь факты, которые бы подтверждали теорию. Второе: указать реальные пути опытной (экспериментальной) проверки её основных положений и выводов. Очевидно, что только теория, удовлетворяющая этим требованиям, может быть признана в качестве научной, заслуживающей серьёзного внимания.
Что же в таком контексте представляют собой религия и атеизм? Если говорить о религии, то она, во-первых, предлагает неисчислимое количество фактов, прямо свидетельствующих о существовании Бога, души, Ангелов и демонов, особых сверхъестественных сил и т.д. Чтобы убедиться в этом, достаточно указать на жизнь хотя бы одного из великого множества святых, наиболее близкого нам по времени, – русского святого Иоанна Кронштадского (†1908), деятельность которого проходила всегда на глазах огромного числа людей и сопровождалась очень многими поразительными чудесами. О них написана колоссальная литература. Ещё живы некоторые из тех, которые непосредственно общались со свидетелями его деяний.
А если познакомиться с жизнью преподобного Амвросия Оптинского (†1891), прозорливость, чудеса, святость и мудрость которого привлекали к нему всю Русь, самых прославленных писателей, мыслителей, общественных деятелей: Достоевского, Гоголя, Толстого, Вл. Соловьёва, Ивана и Петра Киреевских, Леонтьева и многих других.
Неужели мы можем одним росчерком пера перечеркнуть колоссальное количество религиозных фактов, которые имели место во всех религиях всегда и до настоящего времени?!
Неужели все эти факты есть только обман, выдумка, фантазия, сумасшествие, иллюзии и т.д.? Неужели все? Ведь не кто-нибудь, а величайшие мыслители человечества, в том числе и ученые, признавали эти факты. А на каком основании мы можем отвергнуть их?
Итак, религия, во-первых, предлагает факты. Но, наряду с безчисленными фактами, Православие одновременно предоставляет каждому человеку и средства проверки истинности своих утверждений, вполне конкретный путь личного познания засвидетельствованного в этих фактах духовного мира. В самой лаконичной форме это средство выражено словами Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,
.
А что предлагает атеизм? Во-первых, с одной стороны, он не имеет и в принципе не может иметь каких-либо фактов, свидетельствующих о небытии Бога и мира духовного. С другой стороны, сама безконечность, вширь и вглубь, познаваемого мира однозначно говорит, что это и никогда невозможно будет доказательно утверждать, хотя бы в силу того, что все познания человеческие в любой момент времени являются лишь ничтожным островком в океане непознанного. Поэтому, даже если бы Бога не было, это осталось бы вечной тайной для человечества, в которую можно только верить или не верить, но не знать.
Во-вторых (и это самое тяжёлое для атеизма), он не в состоянии ответить на важнейший для него вопрос: «Что конкретно должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?» А без ответа на него атеизм оказывается не более, как слепой верой. Хотя ответ очевиден: есть только один путь, позволяющий убедиться в бытии или небытии Бога – путь религиозный. Иного способа просто не существует.
Таким образом, оказывается: религия – научная теория, а атеизм – не научная.
Мы вновь и уже в который раз возвращаемся к оценке двух мировоззрений: атеизма и религии. Но не науки и религии!
Вопрос совсем не о так называемом противостоянии науки и религии. Нет такого противостояния. Откуда вообще такая чепуха возникла? Величайшие ученые верили в Бога, и многие ученые не верят в Него, следовательно, не наука отрицает Бога и, повторяю, мы стоим перед альтернативой не науки и религии, а религии и атеизма.
--