|
| Смирение и смирение | |
старомладец
|
Зарегистрирован: 14.09.2005 |
Сообщения: 34 |
|
|
Добавлено: Пт Окт 07, 2005 0:53 |
|
|
|
Смирение в Церкви бывает разным - кто-то смиряет себя, а кто-то нацеленно смиряет другого, а иногда даже не нацеленно, а просто ставит другого в такие условия, чтобы ему приходилось смиряться. Так вот, если рассмотреть иерархию церковную, то понятно, что меньший смиряется перед большим. Но разве не так происходит в обычной иерархической структуре? Страхом, насилием, поощрением более сильный, тот, кто занимает более высокое положение, осуществляет ВЛАСТЬ. Она не на любви, и даже не на законе - она на произволе т.наз. "старшего". Кто этот старший? Более духовный? А если так - с него ведь больший спрос: смирение - добродетель, которую очень тяжело стяжать.
Человека ломают, и называют это смирением. Послушайте "сМИРение". В нём мир. Мир творческий, жизнь, движение ДУХА. Человека ломают, и называют это смирением! Только переступаешь порог Церкви - сразу же от тебя требуют высшей ступени аскетики - отрешиться своей воли ради своеволия "настоятеля". Человека убивают - а называют это "мирным духом"! Но какой мир на кладбище? Тишина - да, но не мир.
И все разделяются на гробы, и бесноватых, которые бегают между гробов и разрывают цепи. Пока нет Того, Который приходит, чтобы изгнать бесов и воскресить тех, которые во гробе. Тот единственный смиренный, ибо Ему принадлежит всякая власть на небе и на земле - а Он отдаёт Себя в руки грешников. Ему подобает всякая слава и честь, а Он оплёванный и бесславный, умирающий ради спасения мира. Безгласный, смиренный сердцем. Он говорит "научитеся от Меня, как Я кроток и смирен сердцем". В чём же смирение? "Если хочешь быть большим, будь слугой".
Не ломай других. Не ломай. Вспахивай землю твёрдых сердец, вырывай сорняки из своего сердца. Но не вытаптывай землю - на вытаптанной земле ничего не вырастет. |
_________________ где-то там далеко и когда-то давно жил премудрый и опытный старец (с) |
|
|
|
|
| |
| Re: Смирение и смирение | |
| Re: Смирение и смирение | |
Митчер
Православный |
Зарегистрирован: 01.07.2005 |
Сообщения: 278 |
Откуда: Москва |
|
Добавлено: Пт Окт 07, 2005 16:29 |
|
|
|
В тему вспомнилось умовение ног. Я не могу знать, что чувствуют епископы, умывая ноги священникам в Страстной четверг, но мы как-то в общине попробовали в контексте разговоров о прощении и примирении и смирении умыть ноги друг другу. Сильное ощущение, скажу я вам... Непонятно, кого это действие больше смиряет - умывающего или того, кому умывают ноги... К счастью, это вещь исключительная и совершаемая не часто - а то затаскалось бы ощущение, но иногда подобное полезно испытывать. Очень остро переживаешь собственную неготовность служить другому. Особенно, если он тебе как-то не очень приятен и т.д. Превозношение действительно отступает куда-то... Хотя бы временно, но отступает... |
|
| Re: Смирение и смирение | |
AnFran
Католик |
Зарегистрирован: 31.10.2005 |
Сообщения: 40 |
|
|
Добавлено: Сб Ноя 05, 2005 4:08 |
|
|
|
старомладец писал(а): | Послушайте "сМИРение". В нём мир. |
Вообще "смиренный" - это, вроде бы, "съмѣренъ". От слова "мѣра", мера. А исходное греческое "ταπεινός" можно перевести даже как "униженный, приниженный". |
|
| |
| | |
burbalka
Православный |
Зарегистрирован: 19.05.2005 |
Сообщения: 1522 |
Откуда: Менск-Мінск |
|
Добавлено: Сб Ноя 05, 2005 13:25 |
|
|
|
д. Андрей Платонов: Цитата: | Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Автор Н. Абрамов смирный см. кроткий, спокойный, тихий А вот Даль - необыкновенно поучительно: http://www.livejournal.com/users/andrei_platonov/2473.html Вообще говоря, филология в богословии имеет весьма вспомогательное значение. Богословы придают словам специальный смысл, понятный лишь в cоответствующей богословской системе.
Для нас важней всего смыслы, данные Христом в Евангелии. Лк. 1, 48 "малость", "кротость".
Мф.11, 42 Кроток и смирен сердцем.
Kроткий. Мф 5.5 блаженны кроткие, ибо наследуют землю.
Смирение, кротость - внутренний мир-покой в сердце и с ближними.
Шед смирися прежде (молитвы) с братом твоим, Матф. Всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется. Лук.
А рядом:
блаженны миротворцы, ибо нарекутся Сынами Божиими.
миротворчество - это мир духа деятельно служащий, как у преп. Серафима: "стяжи мир внутри себя и тысячи вокруг
спасутся".
Смирение - путь молитвенного углубления мира-покоя, кротости в собственном сердце, преображающий его и обоживающий. Таковое сердце спасительно для мира-вселенной. | http://www.livejournal.com/users/burbalka/201577.html?thread=635753
а ещё он предложил почитать "Власть любви" о. Николая Афанасьева? http://www.golubinski.ru/ecclesia/ecclesia8.htm
я уже себе распечатала.
upd: прошу прощенья, не заметила, что диакон Андрей зарегистрировался на нашем формуе Пусть сам пишет. |
_________________ Кожнае слова можа быць выкарыстаным супраць цябе
_____________
За кожнае слова трэба адказваць
________
Не ў слове, а ў сіле! |
|
|
|
|
| |
| | |
AnFran
Католик |
Зарегистрирован: 31.10.2005 |
Сообщения: 40 |
|
|
Добавлено: Вс Ноя 06, 2005 14:42 |
|
|
|
Фасмер вам в помощь
смире'нный
Из др.-русск. съмѣренъ (Сказ. о Бор. и Глебе 30 и др.), ст.-слав. съмѣренъ ταπεινός (Супр.). От съмѣрити "умерить, смягчить, подавить": мѣра "мера"; с мир сближено по народн. этимологии (Мi. ЕW 195; Мi. LР 938). |
|
| а вот и у владыки иллариона нашёл на эту же тему. | |
старомладец
|
Зарегистрирован: 14.09.2005 |
Сообщения: 34 |
|
|
Добавлено: Ср Фев 01, 2006 1:49 |
|
|
|
Есть два традиционных термина, заимствованных из монашеской традиции, при помощи которых осуществляется насилие над личностью студента в духовных школах. Эти термины - "послушание" и "благословение". Ими академическое начальство оперирует в самых разных ситуациях. Студент обязан все делать "по послушанию" и "по благословению". Без благословения нельзя ничего: нельзя выйти в город, пойти к зубному врачу, сходить в парикмахерскую.
Другой термин, которым злоупотребляет начальство духовных школ, - "смирение". Древнецерковная монашеская традиция знала глагол "смиряться"; в духовных школах гораздо более распространен другой глагол - "смирять". Начальство "смиряет" студентов самыми разнообразными способами. В дореволюционной бурсе студентов секли. В наши времена физические наказания и пытки запрещены, потому студентов секут морально. Инспектор, или помощник инспектора, может вызвать студента и подвергнуть его унизительному допросу по поводу тех или иных аспектов его личной жизни. Еше один способ "смирить" строптивого студента - каждые три дня переселять его из одной комнаты в другую, "чтобы не забывал, где находится". Вообще любой преподаватель имеет право унизить и оскорбить студента как и когда ему вздумается.
В одной провинциальной духовной семинарии России урок начинается с того, что преподаватель (между прочим, священник) зачитывает список присутствующих в классе учащихся, при этом намеренно коверкая их имена (например, "Смурнов" вместо "Смирнов", "Сучкин" вместо "Сучков", "Похабнов" вместо "Пахомов", и т.д.). И делается это с единственной целью - всех унизить, оскорбить и... "смирить".
Хотелось бы напомнить таким горе-преподавателям и горе-смирителям слова митрополита Сурожского Антония: "Одна из ошибок... в том, чтобы внушать человеку смирение, затоптав его хорошенько в грязь. Смирения этим не добудешь, потому что как тебя не топчи в грязь, даже если ты на самом деле червь, ты стараешься выбиться из-под каблука и только начинаешь злиться на того, кто топчет". Психологический прессинг, который испытывают на себе студенты духовных учебных заведений, бывает настолько сильным, что нередко семинаристы оказываются в психиатрической лечебнице.
Досточтимые инспектора и преподаватели духовных школ! Не унижайте студента, не "смиряйте" его, не издевайтесь над ним, не используйте свое служебное положение для надругательства над его личностью, не пытайтесь затоптать его в грязь, не стремитесь его духовно сломить. Вам ведь за все придется ответить - если не в этой жизни, то уж непременно в будущей. Студент - такой же человек, как и вы. С ним надо общаться на равных. Его надо называть на "Вы", а не на "ты"; по имени, а не по фамилии. Его надо уважать и любить. Не думайте, что, создавая искусственно пропасть между собой и студентами, вы вызываете в них большее уважение к вам. Студенты любят тех преподавателей, которые ни в чем не выказывают своего превосходства. Истинное уважение и истинная любовь могут быть только взаимными: они никогда не бывают односторонними.
Покойного отца Иоанна Мейендорфа уважали и любили не только за его обширные знания и энциклопедическую ученость, но прежде всего за то, что он умел обращаться со студентами на равных. Он никого не "смирял", ни над кем не превозносился. Он, между прочим, не избегал неформального общения. Раз в неделю студенты Свято-Владимирской духовной семинарии собирались у него дома на кружку пива и беседовали на богословские и иные темы. Я не призываю преподавателей духовных школ распивать пиво со студентами, но, кажется, в том, чтобы пригласить учеников на чашку чаю, нет ничего зазорного.
http://www.reshma.com.ru/texts/alfeev_fef_duh_shkol.htm |
_________________ где-то там далеко и когда-то давно жил премудрый и опытный старец (с) |
|
|
|
|
| |
| | |
Aleg
Православный |
Зарегистрирован: 23.08.2005 |
Сообщения: 36 |
Откуда: Наваградак |
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 1:23 |
|
|
|
Интересно то, что Сталин (Иосиф Джугашвили) учился в семинарии. Может его там тоже слишком смиряли, вот он потом и сам смирял своих смирителей. |
|
| |
| | |
| |
| | |
| |
| | |
| |
| | |
пресвитер Александр
Православный |
Зарегистрирован: 18.05.2005 |
Сообщения: 494 |
|
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 18:51 |
|
|
|
Ну это уж явный перебор Кого это прямо уж "в грязи топчут"? Я особо не видел "затоптанных". В том числе и себя в таком качестве. Как у многих, у меня было определеное шоковое столкновение с действительностью, несправедливостью даже. Это неприятно и даже обидно. Но топтать могут только того, кто сам ложится под ноги. В наше время никто никого ни к чему не принуждает. Я не лег "под ноги", но ведь это не посмешало мне стать священником. При этом митрополит уже знал, что я "нетоптанный". Ну ладно я - бывают же и "ошибки", как некоторые уверяют. Но и прослужив уже почти 23 лет на олимпе "почета и уважения" , не встречал рядом такого "топтания". Быть может, это только на нашем приходе? Но и из слышанного мной, если что-то и было похожее, то в качестве редкого исключения. Скорее результат личного самодурства настоятеля, чем система. Говорят, что вроде что-то такого есть в семинариях, но почему-то особо по нашим приходским семинаристам не видно. Один, тебе известный, вообще излучал такой почет, что в шутку его папой называли. Так привык к "почету и уважению", что не мог простить настоятелю, что тот не дал ему попользоваться компьютером. По-моему, до сих пор не может забыть "унижения". А посмотри на всех прочих, кто еще учится. Все они как-то, мягко говоря, не очень забиты. Если не сказать обратное. Я бы, по своей, как известно, недоброте, хоть и не умею, но очень хотел бы некоторых "посмирять" трохи. Не помешало бы.
Кстати, и опять же на своем опыте - как ни парадоксально, до рукоположения у меня было много в чем брольше "почета и уважения", чем сейчас. Сейчас я кто? Солдат на службе, в "штате". Типа никуда не денусь. А тогда я был активист - то в сестричестве, то в воскресной школе. Захотел бы и не стал активистом. Просто бы, допустим, наскучило. Поэтому таких стараются держать, расположение показывать. Пришел на прием к митрополиту - пожалте в первую очередь.. а батюшки посидят.. куда они денутся эти батюшки
Так что эта схема при всей своей "очевидности" вряд ли сответствует действительности.
Думаю, другая схема более реальна. Мечтает человек не о том, о чем следовало христианину, а о том, что вот меня рукоположат, а там меня будут ждать все эти "уважения", "достаток" и прочее. Пробивается. А там хоть и что-то получил, да не совсем то, что ждал. Или понял, что это где-то еще впереди за камилавками, крестами и высокими должностями. Ну что ж.. раз уже стал на этот путь.. надо "смиряться", чтоб пробиваться дальше. И сами сопожки готовы лизать, прямо напрашиваются - ну потопчите меня, пожалуйста. Только заметьте и оцените. Если надо, я буду молчать. Если надо, скажу, что надо.
Ну а если и дерзнет кто в таком состоянии, так он уже "наш" - могут напомнить правила игры, немножко потоптавшись.Опять же только в отношении того, на кого, чувствуют, подействует. Гляждишь, и "опустили". Ага, запомнят, действует. "Уважения"-то трошки добавят, но при случае, если что, уже более уверенно потопчутся. Вот такая она сложная жизнь. Нет в ней покоя |
_________________ Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
(Мар.13:21) |
|
|
|
|
| |
| | |
kamilawka
Православный |
Зарегистрирован: 06.07.2005 |
Сообщения: 234 |
|
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2006 19:12 |
|
|
|
А я могу Вам привести пример, и не один. Но не здесь, конечно, это точно будет перебором. Почему сразу надо все по себе мерять? У Вас другая ситуация была, Вы действительно могли быть, а могли и не быть активистом. Могли себе позволить такую роскошь. А если человек ничего другого за плечами, кроме семинарии не имеет? А если уже дети есть? Можно его, конечно, отправить вагоны разгружать. Вас это не испугало. Но что-то все остальные (те, кого я знаю) в итоге предпочли смириться.
А один раз сапожок лизнул - дальше уже легче. И начинается все описанное Вами в последних 2 абзацах. |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах You can attach files in this forum You can download files in this forum
|
Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 2
Добавить в Избранное
|
|
|
| |