Беларусь будет в конкордате?

 

На днях уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь подтвердил информацию о том, что это государство готовится к подписанию конкордата с Ватиканом. Напомним, что первые предположения о возможности заключения особого договора между белорусским государством и Католической Церковью появились после принятия нового Закона о свободе совести в 2002 году. В преамбуле Закона зафиксировано признание "духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси", что открыло этой Церкви возможность претендовать на особые отношения с государством.

Православная Церковь  официально установила такие особые отношения уже в 2003 году, подписав с государством рамочное Соглашение, а затем - множество более детальных документов с министерствами и ведомствами. До поры до времени эти соглашения оставались уделом одной конфессии, которую впору было считать государственной, но вот в сентябре прошлого года, буквально накануне назначения в Минск католическим митрополитом архиепископа Тадеуша Кондрусевича, впервые на уровне заместителя премьер-министра было озвучено намерение белорусского государства подписать конкордат с Ватиканом. Это заявление вызвало немалый резонанс в обществе, а Тадеуш Кондрусевич в ходе своей первой пресс-конференции в Минске отметил, что сам факт возможности подписания конкордата его очень обрадовал. По его словам, Беларусь, таким образом, вышла бы на первые позиции в бывшем Советском Союзе и получила бы репутацию цивилизованного государства. 

Однако, впоследствии не раз отвечая на вопросы журналистов о ходе этого процесса, Тадеуш Кондрусевич с сожалением констатировал, что пока никаких реальных шагов не последовало. Последний раз он говорил об этом накануне католической Пасхи в марте этого года. И вот из уст уполномоченного по делам религий и национальностей Леонида Гуляко мы слышим, что работа уже началась. Можно согласиться с чиновником, что работа это не простая, поскольку "таких конкордатов в мире единицы и нам нечего взять за образец". 

В отличие от аналогичного соглашения с православной Церковью, конкордат - это договор не на уровне поместной Церкви, а международный документ, который от имени Церкви подписывает государство Ватикан. Это обстоятельство, несомненно, налагает дополнительную ответственность. С другой стороны, хотя конкордатов в мире и единицы, но они существуют, и их содержание не хранится в тайне. Кроме того, мы еще не знаем, о конкордате какого масштаба идет речь. Быть может, договоров, аналогичных тому, что предполагается подписать от имени Беларуси, отнюдь и не единицы. 

Например, епископ Петер Эрдо, ректор Будапештского католического университета имени Петера Пажмани, раскрывая тему конкордатов, отмечает, что таковыми часто называются документы совершенно разного уровня: "В широком смысле под конкордатом подразумевают любой тип двустороннего соглашения, заключенного между Ватиканом и государством или другим субъектом международного права. В собственном смысле слова конкордатом называется тот особый тип соглашения, который торжественным и долговременным образом регулирует всю совокупность отношений между государством и Католической Церковью в каждой конкретной стране". 

Например, с начала понтификата Иоанна Павла II и до 2000 г. Ватиканом были заключены 75 двусторонних дипломатических договоров как с суверенными государствами, так и с другими субъектами международного права (например, с землями ФРГ или с ООП в 2000 г.). В одной лишь Европе за этот период было заключено 60 таких договоров. Из этого множества договоров конкордатом в собственном смысле этого слова можно назвать только конкордат с Польшей, подписанный в 1993 году. Тем не менее, некоторые соглашения, официально именуемые "договорами", принимают столь глобальный характер, что по традиции тоже называются конкордатами. Это, например, договоры, заключенные с Испанией в 1979 г., с Италией в 1984 г., с Хорватией в 1996 г. или с Литвой в 2000 году. Среди стран СНГ договор с Ватиканом имеет только Казахстан (1998 г.). Со стороны Казахстана можно встретить именование этого договора "конкордатом", но католическая Церковь его таковым не считает. Что, кстати говоря, неоднократно подчеркивал и Тадеуш Кондрусевич. Судя по его словам, ему видится оптимальным для Беларуси договор примерно такого уровня, как договор Ватикана с Литвой. 

Но даже этот уровень конкордата вряд ли будет достигнут. Достаточно вспомнить, что в договоре с Литвой идет, например, речь об институте военных капелланов, что в Беларуси даже для православной Церкви выглядит пока малореальной перспективой. По-видимому, речь пойдет только о возможности посещения священниками военных подразделений, мест заключения и т.д. Или, например, в том же договоре с Литвой говорится об участии государства в финансировании церковных школ. Вряд ли что-то подобное будет достигнуто в Беларуси. Разве что в виде разовой помощи, как это бывало в отношении учебных заведений Белорусской Православной Церкви Московского патриархата. И еще неизвестно, обернется ли эта помощь благом для Католической Церкви Беларуси, к которой государство неоднократно предъявляло претензии в связи с большой долей польского священства и вообще польского влияния в белорусском католичестве. В ответ на эти претензии католическое руководство ссылалось на то, что решение таких вопросов является исключительно внутренним церковным делом. В случае же предоставления пусть даже самой символической финансовой помощи говорить придется уже в более уступчивом тоне. 

И вот теперь самое время задаться вопросом – что, собственно говоря, рассчитывает получить каждая из сторон, в чем выгода такого соглашения для каждой из них? 

Любое соглашение имеет двоякую природу. Выступая в качестве равного суверенного субъекта права, да еще международного, католическая Церковь обретает определенные права и независимость в оговоренных соглашением сферах. С другой стороны, любое соглашение предполагает и зависимость, ибо за уступки приходится расплачиваться уступками. Некоторые комментаторы уже задались вопросом: "А не потребует ли власть лояльность католической Церкви в ответ на конкордат?" Вопрос законный, но по сути давно снят с повестки дня. Государство уже имеет достаточную лояльность со стороны католической Церкви, просто предпочитающей максимально лояльные отношения с властью. Особенно с приходом Тадеуша Кондрусевича максимальная лояльность и готовность к сотрудничеству с государством провозглашены в качестве одного из основных приоритетов. Католическая Церковь фактически авансом уже расплатилась за конкордат, и было бы глупо теперь отказываться от оплаченного продукта. С другой стороны, если в свое время в результате заключения соглашения с православной Церковью в некоторых кругах поднялась даже паника по поводу того, что, мол, Церковь "рвется к власти" и "завтра всех заставят молиться", то католическая Церковь, идя по следам православной, наоборот, такие опасения несколько снимает, создавая своего рода видимость конкуренции на церковно-государственнном фронте. 

Но здесь есть другая опасность. В качестве приоритетных ныне выступят две конфессии, представляющие как восточную, так и западную ментальность, покрывая, таким образом, весь диапазон социума и отодвигая на задний план другие конфессии - например, протестантские. Разумеется, это позволит государству упростить и ужесточить контроль над духовной сферой. И в этом его главная выгода. 

Государство же, конечно, рассчитывает и на какие-то дополнительные уступки со стороны католической Церкви. Особенно это может касаться воздействия на оппозиционные настроения среди рядовых католиков. Но, думается, это уже "сопутствующие выгоды"... 

Нельзя не обратить внимание и на то, что государство в ответ на конкордат может получить авторитетную поддержку Ватикана на международном уровне, то есть именно там, где белорусский режим испытывает сейчас наибольшие трудности. И, быть может, именно этот фактор и заставил правительство срочно форсировать работу над конкордатом.

Александр Шрамко

Рубрыка: 

 

 

Яшчэ па тэме Аналіз рэлігійнай сітуацыі ў Беларусі:Яшчэ па тэме Права на веру і свабода сумлення: