Аналіз рэлігійнай сітуацыі ў Беларусі

Беларусь – шматканфэсыйная краіна. Праваслаўе і Каталіцтва тут стагодзьдзямі існуюць побач і ўплываюць адзін на аднаго. Асаблівае месца ў гісторыі і сучаснасьці належыць Пратэстантызму. Царкоўна-дзяржаўныя стасункі ўскладняюцца такімі падыходамі, якія захаваліся яшчэ з савецкага атэістычнага часу.

Осторожный пессимизм: итоги католического года

Итогам уходящего года в Римско-католической церкви Беларуси была  посвящена традиционная предрождественская встреча митрополита Минско-Могилевского Тадеуша Кондрусевича и его викариев с журналистами.

Типовая приходская жизнь вопреки уставу (forb.by)

Настоятель подымает тост и благодарит архиерея за "то, что посетили наш приход", а также заверяет, что "мы всегда рады вас видеть на нашем приходе". Архиерей морщится и вместо благодарности за теплые слова вдруг заявляет: "Я должен вас поправить: это не я на ВАШЕМ приходе, это вы служите на МОЕМ приходе".

Мітрапаліт Філарэт і мітрапаліт Павел з'явіліся разам на публіцы

Митрополит Филарет митрополит Павел27 траўня дзеючы Экзарх усяе Беларусі мітрапаліт Павел і Ганаровы Экзарх мітрапаліт Філарэт пабывалі ў Нацыянальным мастацкім музеі Рэспублікі Беларусь і наведалі выставы, прысвечаныя 80-годдзю мітрапаліта Філарэта.

Кому поздравление, а кому черная метка

Во вторник 19 мая, за день до окончания пасхальных торжеств,  белорусский правитель А. Лукашенко прибыл в Минское Епархиальное Управление, чтобы поздравить с уходящим праздником Почетного Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета.

Религиозная ситуация и государственно-конфессиональные отношения в 2010 году

Религиозная ситуация и государственно-конфессиональные отношения

Развитие конфессиональной сферы в 2010 году отмечено укреплением взаимодействия органов власти с религиозными организациями, совершенствованием форм и методов сотрудничества с организациями Белорусской православной церкви, усилением контроля за соблюдением законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, осуществлением работы по поддержанию межконфессионального мира и согласия, предупреждению распространения псевдорелигиозных, деструктивных организаций в республике.

Надзея на Царкву

Выбары 19 снежня праходзілі асабліва: калі раней прыходскія актывісты і святары ў большай меры падтрымлівалі дзеючага Прэзідэнта, то цяпер сярод гэтай групы выбаршчыкаў у Лукашэнкі з’явіўся канкурэнт – праваслаўны Віталь Рымашэўскі.

МОНИТОРИНГ СМИ: БелТА: Мнения: Религиозным организациям следует внимательнее относиться к переданным им памятникам истории и культуры

Религиозные организации Беларуси не в полной мере соблюдают обязательства по сохранению переданных им объектов историко-культурного значения. Такую точку зрения высказал сегодня Уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко на заседании коллегии по итогам развития этноконфессиональной сферы в 2010 году, передает корреспондент БЕЛТА.

"Церковно-государственные отношения в Беларуси свидетельствуют о понимании государством возможностей, которые дает гражданину вера, соединенная с активной гражданской позицией"

«В Республике Беларусь Закон о свободе совести и религиозных организациях четко формулирует, что Православная Церковь играет определяющую роль в развитии духовных, государственных и культурных традиций белорусского народа», — сообщил Святейший Патриарх Кирилл, выступая на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года.

ФЕНОМЕН ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОСТСОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Христианская религия - это реальное, личностное и динамичное отношение (связь) человека с триединым личностным Богом, от которого человек чувствует зависимость своего существования (деятельности) и который, являясь конечной целью человека, дает ему смысл существования.

СПЕЦЫФІКА РЭЛІГІЙНАСЦІ ХРЫСЦІЯН СУЧАСНАЙ БЕЛАРУСІ

Крах камуністычнай сістэмы каштоўнасцей у пачатку 90-х гг. прывёў да ўтварэння ідэалагічнага вакуума. У пошуках новай ідэалагічнай апоры масавая свядомасць звярнулася да рэлігіі, якая прапаноўвала правераныя стагоддзямі каштоўнасныя стандарты, што падыходзілі большасці насельніцтва. Дзяржава адмовілася ад супрацьстаяння з рэлігійнымі арганізацыямі, спадзеючыся, што апошнія змогуць спыніць той духоўны крызіс, які набіраў моц у грамадстве. У спрыяльных умовах актывізавалася дзейнасць усіх рэлігійных канфесій, у першую чаргу, хрысціянскіх.

МОЖЕТ ЛИ ВЕРУЮЩИЙ ЗАНИМАТЬСЯ ИЗУЧЕНИЕМ РЕЛИГИИ?

Вопрос, вынесенный в название, не следует понимать слишком буквально: запрещать или разрешать заниматься исследованием религии людям, чьи религиозные убеждения должны (или не должны) соответствовать некоему стандарту. Данная тема связана с возможными подходами к методологии исследования и постижения феномена религии. Поэтому основную проблему следовало бы сформулировать следующим образом: мешает или помогает собственная религиозность исследователя при религиоведческой работе?

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ И ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Процесс взаимодействия общеобразовательной школы и Православной церкви имеет три привлекательные стороны: во-первых, в нем осуществляется взаимное информирование о воспитательных возможностях, содержании, формах, методах каждого из социальных институтов; во-вторых, идет согласование усилий школы и Православной церкви в отношении целесообразных действий по работе в детско-юношеской среде; в-третьих, осуществляются совместные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию учащихся, на основе оциально-педагогической концепции их совместной деятельности.

НЕАПАГАНСТВА І ХРЫСЦІЯНСТВА НА БЕЛАРУСІ

Напачатку 90-х гг. мінулага стагоддзя беларускае грамадства апынулася ў атмасферы разгубленасці і бездапаможнасці. У выніку пэўных палітычных зменаў адбыўся светапоглядны крызіс, які ахапіў значную частку насельніцтва нашай краіны.

ПОЛІКАНФЕСІЙНЫ ФАКТАР ГІСТОРЫІ Ў ФАРМАВАННІ СВЯДОМАСЦІ

Характэрным фактарам культуратворчага працэсу беларускага народа з'яўляецца фактар поліканфесійнага ўплыву, які можна разглядаць, аналізаваць і ацэньваць з рознага боку: і як шматварыянтнасць увасаблення хрысціянскага ідэалу, і як шматвектарнасць у развіцці культуры, і як дзяржаўна-канфесійную экспансію з перспектывай дэнацыяналізацыі карэннага этнасу. Як бы мы ні падыходзілі да поліканфесійнасці беларускай гісторыі, кожны падыход мае свае мінусы і плюсы.

КАТАЛІЦКІ КАСЦЁЛ І НАЦЫЯНАЛЬНЫЯ ПРАБЛЕМЫ ХХ ст. (НА МАТЭРЫЯЛЕ БЕЛАРУСІ)

Касцёл, згодна з тэалагічным вучэннем, з'яўляецца сацыяльным інстытутам, які ажыццяўляе сувязь зямнога з незямным, але, з'яўляючыся часткай грамадства, ён не можа быць ізаляваным ад многіх праблем, якія ўзнікаюць у грамадстве. Свае адносіны да іх Касцёл выказвае, зыходзячы з хрысціянскага вучэння, патрыстыкі, пастаноў Усяленскіх сабораў і інш.

ХРИСТИАНСТВО ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Религия всегда была и остается важнейшим элементом национального самосознания, национального менталитета миллионов людей. Так, иудаизм подчеркивает исключительность и богоизбранность евреев, синтоизм прокламирует особое предназначение японской нации, англиканство указывает на особую роль британцев, православие неустанно говорит о русских как «народе-богоносце» и т.д.

ЭТНИЧЕСКАЯ И КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛЕШУКОВ

Термин «Полесье» в значении отдельного культурного региона впервые встречается в Ипатьевской летописи. Он датирован 1274 г. [13, с. 873]. С этого же времени существует этническое название жителей данного региона «полешуки» (местный вариант «полещуки»). Согласно летописи, они являлись составной частью «русских», «русичей», «русов», «русинов» [12, с. 28-36]. Археологические данные свидетельствуют о том, что некоторое время здесь жили готы, а славяне пришли сюда во второй половине VI в., и к началу второго тысячелетия Полесье «полностью стало славянским, т.е. одноэтничным» [6, с. 45].

ДЗЕЙНАСЦЬ КАТАЛІЦКАЙ ДАБРАЧЫННАЙ АРГАНІЗАЦЫІ «КАРЫТАС» У БЕЛАРУСІ Ў 1991 - 2001 гг.

Дабрачынная дзейнасць каталіцкай арганізацыі «Карытас» у Беларусі ў 1991-2001 гг. не вывучана, бо яна пачала тут дзейнічаць нядаўна. Асноўная крыніца для даследавання праблемы - перыёдыка.

На дапамогу дзяржаве і грамадскім арганізацыям у справе дабрачыннасці прыходзяць рэлігійныя інстытуты. Каталіцкі Касцёл, кіруючыся вучэннем Хрыста, імкнецца дапамагчы кожнаму, незалежна ад яго нацыянальнасці, расы і веравызнання.

Беларусь: белая пляміна для еўрапейскіх хрысціян

Такім чынам, мы можам канстатаваць, што беларускія хрысціянскія цэрквы і арганізацыі выказваюць зацікаўленасць у супрацоўніцтве з еўрапейскімі структурамі, аднак аддаюць перавагу захавання прыязных стасункаў з сучасным рэжымам, дзеля чаго, у пераважанай большасці, гатовыя адмовіцца ад еўрапейскіх стасункаў альбо ад адкрытага іх афішавання.

Старонкі