Ответ на статью А.Н.Рубинова профессора М.А.Кадырова

 

О вере, о Боге писать очень сложно. Поэтому буду больше ссылаться. Русский философ Иван Ильин, недавно перезахороненный на родине в России, писал: «Надо понять, что религиозная вера может быть цельна и искренна только тогда, когда она свободна. Приказ и требование бессильны создать веру. Запрет и гонение не могут прекратить ее. Ибо вера есть цветок Благодати, дар веющего Духа. И все приказы, и запреты могут привести только к притворству и лицемерию... Вера есть личная и добровольная связь души с Богом; именно поэтому на нее нельзя покушаться, ее нельзя вымогать, ее нельзя преследовать и гнать».

Философ Николай Лосский говорил так: «К счастью, в душе человека есть сила, влекущая к Добру и осуждающая Зло, независимо от степени образования и знаний его: эта сила – голос совести. …Религия и философия всех народов задолго до христианства установила, что человек и даже все мировое бытие влечется сознательно или бессознательно в высь к абсолютному совершенству, к Богу. Различие между людьми и народами состоит в том, в какой форме и в какой степени осуществляется у них стремление вверх, и каким соблазнам они подпадают при этом».

Казалось бы, что «совковое» утверждение: «Религия – это опиум для народа», удел малообразованных людей, должно было давно уйти. Ан нет!

К счастью, в современной литературе встречаем и другие понимания роли Веры в жизни современного человека и науки. Приведу, к примеру, слова Вернера фон Брауна, руководившего в 70-е годы американской программой по освоению и изучения космоса. Ведь нельзя отказать данному ученому в могучем интеллекте и прагматизме. Он пишет так: «Две наиболее мощные силы в мире – религия и наука – определяют и формируют нашу цивилизацию. Через науку человек пытается проникнуть в тайны мироздания, через религию – пытается познать Создателя. Ни одна из этих сил не действует независимо. Я не могу понять ученого, который бы ни признавал Высшего разума во всей системе мироздания. Равно как и не мог бы понять богослова, который отрицал бы прогресс Науки. Религия и наука являются сестрами, которые стремятся к созданию лучшего мира».

Многие выдающиеся ученые не могли построить логически непротиворечивую картину мироздания, отказав в существовании Творцу, Высшему разуму. Роберт Майер написал так: «Если поверхностные умы щеголяют отрицанием существования чего-нибудь высшего, сверхматериального и сверхчувственно воспринимаемого мира, то такое жалкое признание отдельных умов нельзя ставить в вину науке». А.Б. Паскаль отмечал так: «Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и если разум не приходит к этому познанию, то это весьма слабый разум». И еще. «Уважение, жертвенность, сила характера, нравственные устои, воображение не рождаются из отрицания и атеизма. Этого удивительного самообмана, заменяющего Бога человеком. Без Веры культура исчезает, порядок разрушается и преобладает зло» (А. Моррисон).

Это, возможно, слишком категоричные точки зрения, но я их привел, чтобы показать, что среди ученых никогда не было однозначно негативных оценок Веры. Крупнейший физик ХХ века Вернер Гейзенберг образно сказал так: «Первый глоток из сосуда естествознания порождает атеизм, но на дне этого сосуда мы найдем Бога». Наука, в сущности, развивается совсем недолго – всего 2-3 века и ей предстоит открыть еще очень многое. В науке ныне «крупица знаемого пред горой неизвестного». Мыслитель Ф. Бэкон говорил: «Только малое знание уводит от Бога. Большое знание приводит к Нему». Я думаю, осмысление данной темы должно коснуться еще как можно большего числа людей. Верующими людьми были Ньютон, Галилей; ближе к нам: Паскаль, Пастер, Эйнштейн, Вернадский, основоположник науки о мозге и психике Иван Петрович Павлов, наши русские писатели и мыслители, такие, как Толстой, Достоевский, В. Соловьев, а теперь Солженицын.

Недавно режиссер Никита Михалков на вопрос «Что Вы считаете хуже предательства» ответил так: «Страшнее этого может быть только отсутствие Бога в человеке и отсутствие потребности в Боге. Одиночество – это отсутствие потребности в Боге». Иван Ильин, глубочайшая личность, писал так: «Против абсолютного зла, против неизбывного страха, против беспомощного отчаяния есть только одна-единственная опора – искренняя религиозность, несущая с собой силу молитвы и покаянного очищения. Нечего браться за освобождение и очищение страны без совести, а она живет только в искренней и цельной душе, где она звучит как голос Божий».

Он же продолжает: «После всего пережитого и выстраданного надо искать и найти путь к Богу. Пути безбожия, бессовестности, бесчестия, дьявольской лжи исхожены и изведаны. Они обречены и оказались погибельными. Необходимо глубокое обновление душ и никакие лозунги и никакое политическое пустословие его не заменят - ни «демократия», ни «федерация», ни «свобода», ни «равенство», ни иное что-либо». А. Солженицын пишет: «Я все время живу с ощущением, что над нами есть Высший разум. Как заметил один ученый, энергия жизни рождается самим ходом времени». Митрополит Антоний Суражский в отношении науки и религии пишет: «Бог этот мир сотворил; для Него все что составляет предмет нашего научного изыскания, является своего рода богословием, т.е. познанием о Боге. …То, что относится к красоте мира это познание о Боге. Все творчество есть какая-то приобщенность к божественному творчеству…».

Недавно один из иерархов русской православной церкви сказал: «Сохранение подлинного знания о смысле жизни, смысле истории и о должном идеале государственности – это и есть та готовая национальная идеология, которую лишь достаточно сделать действующей и применить к современности».

Наверное, все мы ощущаем некую недостаточную глубину, поверхностность, скажем так, информационной среды жизни ныне в стране. Иногда думаем, что нельзя публиковать излишне сложные статьи только для образованной части населения, мол, простой человек этого не поймет и ему это не нужно. Но вот в обсуждаемой статье затронуты отнюдь не простые вопросы, которые, уверен, затронули «за живое» если не всех, то очень многих. И, несомненно, таких статей нужно как можно больше.

Я много езжу по республике, часто общаюсь с разными людьми, и многие из них тонко чувствуют правду жизни, отзывчивы на глубокое и правдивое слово. Меньше всего мы должны опасаться, что глубокое, искренне слово не дойдет до людей. Чем основательнее будет наше слово, тем лучше будут наши дела. Часто в православной богословской литературе можно встретить очень простые и в то же время мудрые слова. Вот пример: «Если строить будем из материала крепкого, то и строение будет крепкое и прочное. А если строить будем из материала хрупкого, то и дела наши будут не прочны», или «Настало время говорить об истинном положении в стране и в мире. Часто молчание – это содействие лжи и потворство творящим зло. Молчанием зло стремительно растет и умножается».

Закончить мне хотелось бы словами: «Счастливы те, кто мог верить просто и глубоко, не входя ни в какие размышления. Их жизнь была светлее и лучше. Но такая вера бывает не у всех. Современный человек, даже близкий к вере в Бога, привык размышлять, доискиваться, искать подтверждений. В этом нет ничего плохого. Один из путей к вере ведет через поиски, через знание. Неверие никогда не бывает результатом знания. Тот, кто утверждает, что знание разрушает веру, - обманывает».

М.А. Кадыров, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию»

Рубрика: