Архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Пастырское послание на Рождество Христово 2019

ХРИСТОС РОДИЛСЯ, НЕ БОЙТЕСЬ ПРИНЯТЬ ЕГО

Глубокоуважаемые священники, монашествующие, братья и сестры, дорогие соотечественники!

1. «Христос родился, Бог открылся».

Эти слова сегодня на наших губах, они звучат в наших ушах, так как опять мы празднуем радостное и спасительное Рождество. Оно в нашем календаре всегда остается неизменным и входит в наши жизненные планы. Нам, христианам, трудно представить себе жизнь без этого праздника, который, прежде всего, должен носить духовный характер.

Вместе с тем в последнее время проявляются тенденции более внешней, чем духовной, подготовки к нему и празднования. Миром владеют деньги, дух потребительства и неправильно понятая свобода. Торговые центры еще перед Адвентом начинают праздничные распродажи, и мы очень легко поддаемся на это искушение. Все это ведет к тому, что shopping - «закупки», материальные дела и застолья занимают более важное место, чем духовные вещи.

В результате все чаще мы возвращаемся к возгласу древних римлян: Panem et circenses — «Хлеба и зрелищ». Вирус потребительства и удовольствий разрушает нашу моральную жизнь и христианские традиции, так как мы не позволяем Иисусу своей благодатью родиться в наших душах, и Он не присутствует в нашей жизни.

В то же время Бог предлагает гораздо большую перспективу, чем супермаркет, материальные ценности или удовольствия. А именно вечность, к которой нас ведет Иисус, чье рождение празднуем.

2. Отмечая Рождество, мы исповедуем веру в то, что Бог воплотился и вошел в историю человечества. В Нем небо сплотилась с землей. Связь между божественным и человеческим стала близкой. Недаром святой апостол Павел говорит, что Христос - это образ Бога невидимого (ср. Кол 1, 15).

В то же время современному человеку, который все чаще живет так, как будто Бог не существует, нелегко принять истину Боговоплощения.

Тем не менее, в современной секулярной культуре человечество отмечает праздник Рождества Христова. Об этом свидетельствует летоисчисление, которое берет свое начало от рождения Иисуса. Свидетельствуют популярные рождественские каникулы, концерты, практика праздничных поздравлений и т.п.

Поэтому, несмотря на негативное влияние секуляризма, мы празднуем правду нашей веры, что Бог стал одним из нас. Он был предсказан пророками, каждое слово Священного Писания ведет к Нему и все находит свое завершение в Нем.

3. Благодаря празднованию Рождества Христова, мы снова становимся перед тайной пришествия Бога в мир в человеческом теле. Евангельский рассказ о рождении Христа уже 20 веков завораживает сердца людей. Ясли с Младенцем Иисусом, Марией, Иосифом и домашними животными; пастушки, ангельские хоры и Вифлеемская звезда. Это все так красиво и так увлекает, что мы становимся подобными на детей!

Поэтому мы с радостью повторяем слова Евангелия: «Родился сегодня в городе Давида Спаситель, который есть Христос Господь» (ср. Лк 2, 11).

4. В Рождество мы спрашиваем: «Кем есть Спаситель? Только Единородным Сыном Божиим, тем, кто избавил нас от греха? Завершилось ли на этом Его задание?»

В настоящее время отхода от Бога, духовных ценностей, время стремления к самодостаточности, а также во время многочисленных кризисов мы лучше, чем когда-либо, нуждаемся в Спасителе. Ситуация, в которой находится мир, с чисто человеческой точки зрения кажется трагической, и мы все больше убеждаемся, что без Божьего вмешательства не сможем решить наших проблем (см. Ин 15, 5).

5. Завершается пастырский год семьи как источника радости и надежды для молодежи. В течение этого времени мы сосредотачивались над проблемой семьи, которая является фундаментом общества (ср. АА 11) и которая находится в кризисе.

Большинство семей находятся в разводе. Поэтому фундамент нашего общества непрочный. А это не сулит ему хорошего будущего, ведь дети остаются без должной опеки и воспитания обоих родителей. Кто их воспитывает? Не семья, а улица и средства массовой коммуникации. Интернет, Facebook, Instagram, радио и телевидение лидируют в формировании молодого поколения.

Какие ценности оно там находит, чем увлекается? Знают об этом родители, которые заняты проблемами работы и взаимоотношений? В результате дети изолируются и становятся зависимыми от современных технологий и аморальных привычек. Они в раннем возрасте начинают несогласную с  Божиим законом сексуальную жизнь, употребляют алкоголь, принимают наркотики, нецензурно выражаются и т.д.

Заоблачные цифры представляет статистика абортов. Сколько зачатых детей не увидели солнечного света в году, который завершается?! Какие перспективы у тех, кто родился? Мы должны ценить животных и достойно относиться к ним. Но не удивляет нас то, что за убийство собаки нас могут наказать, а убийство ребенка в утробе матери разрешено? Эти и подобные вопросы мы должны задавать себе и искать на них ответа, если хотим иметь счастливое будущее, потому что семья, которая должна быть «санктуарием жизни», превращается в место самогеноцида нации.

Аморальная сексуальное образование всеми правдами и неправдами продвигается в учебные заведения.

Гендерная идеология пропагандирует право выбирать пол, который вместо биологического навязывает человеку секулярная культура. Церковь очень ясно и недвусмысленно выступает против такой несогласных со Священным Писанием и нашей христианской традицией чужой идеологии, последствия которой могут быть катастрофическими.

Пропаганда однополых союзов свидетельствует о тенденциях отхода от традиционной, Богом созданной модели семьи как единого союза мужчины и женщины.

Церковь решительно выступает против насилия в семье. Однако она не может согласиться на предложения, которые противоречат христианским традициям и ограничивают родителей в правах, которые они получили от Бога: воспитывать детей согласно принципам Евангелия и в послушании. В то же время детям предлагаются права, которые не соответствуют нашей культуре.

Такие тенденции ведут в бездну. Недаром папа Бенедикт XVI говорит, что мир без Бога является миром без значения. К большому сожалению, в современном, особенно западном, обществе Бог не присутствует и «не может» ничего сказать. Поэтому такое общество является обществом потерянного человека (ср. https://ekai.pl/benedykt-xvi-ostrzega-przed-teologia-bez-boga).

Поэтому мы как христиане должны сказать наше решительное «нет» антихристианским тенденциям!

6. Люди без веры очень бедные, даже если являются материально богатыми. Они обречены на отчаяние и безнадежность. В то же время, мы как верующие не только надеемся, но и живем в уверенности, потому что с нами - единственный Спаситель мира вчера, сегодня и во все времена (см. 1 Ин 4, 14; Евр 13, 8). Он пришел в наш мир духовной тьмы, лжи и греха как слабое дитя и одновременно как Всемогущий Бог.

Сын Божий пришел, чтобы спасти нас от греховного рабства, и делает это дальше. Пришел, чтобы сохранить от тех, кто разбивает семьи, убивает рожденную и нерожденную жизнь и распространяет антихристианские идеологии.

С целью противостоять таким тенденциям прежде всего необходимое обращение, что значит изменение жизни и мышления, а также сильная вера в Бога, а не в демонические силы зла и лжи.

7. В ночь Рождества Христова ангел сказал пастухам: «Не бойтесь!» (Лк 2, 10). Современный человек и сегодня имеет чувство оправданной боязни. Однако слова ангела: «Не бойтесь!» адресованы также и людям нашего времени, подобно как 20 веков назад они были направлены к пастушкам.

Если в современном мире существует огромное количество угроз, то как не бояться? – спросит кто-то. Ответ прост: мы получили Спасителя, который не оставляет нас одних и всегда защищает.

Пророк Исаия говорит не бояться, потому что Бог искупил нас (ср. Ис 43, 1). Бог - наш Спаситель! Это самая большая радость и единственное решение всех наших проблем. Мы имеем Спасителя!

Иисус говорит: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 20). А если Он с нами, то и мы должны быть с Ним, ибо в Него были включены в таинстве крещения. Поэтому нет и не может быть такой опасности, от которой Иисус не мог бы нас спасти, ведь если Бог с нами, то кто против нас (ср. Рим 8, 31)?

Однако для этого, прежде всего, мы сами должны обратиться к Нему. В Ветхом Завете читаем, что когда избранный народ обращался, то Бог оказывал ему милость. А если отказывался от Божьего закона и склонялся к идолопоклонству и оккультизму, наступали войны, наказания, катаклизмы и т.п.

Поэтому нам остается единственный путь – путь покаяния, принятия Божьего закона, ухода с пути греха и саморазрушения.

8. В современном мире защита истины и борьба за христианские ценности требует чрезвычайного героизма. Слава Богу, у нас закончилось время гонений на веру. Никто и никому не запрещает молиться и ходить в церковь. Однако наступает время гонений «в белых перчатках», что уже особенно очевидно во многих европейских странах. Демократическим способом парламенты принимают несогласные с Божьим правом законы, запрещается публично выражать свое отношение к вере, она высмеивается, происходят акты святотатства, профанации и уничтожения религиозных символов. Совершается все это чаще всего на основании прав человека на абсолютную свободу и толерантность без моральной ответственности.

Древний римский юрист Цицерон говорил: «Summum ius, summa iniuria» (https://news.ycombinator.com/item?id=11272429), что означает: «Вершина закона является вершиной беззакония». Поэтому самая большая толерантность становится вершиной нетерпимости.

Сегодня человечество переживает небывалое давление сатанинских сил, которые разрушают установленный Богом нравственный порядок. И действительно, пропагандировать аморальные дела становится нормой, а моральные - проблемой. В результате наступает систематическая моральная деградация человека, семьи и целых народов, о чем свидетельствует повседневная жизнь.

Церковь получила от Иисуса миссию проповеди Евангелия всему человечеству (см. Мф 28, 19), и никто, также и люди нетрадиционной сексуальной ориентации, не может быть лишен возможности услышать Благую Весть. Однако в то же время во имя верности нашему христианскому призванию мы должны проповедовать полное Евангелие - не исключая его требований. Иначе мы будем воровать у себя и в других объявленную Богом правду.

Уважение к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации не может вести к принятию такой идеологии, которая стремится перевернуть традиционные христианские обычаи с ног на голову и совершит революцию в области нравственности. Такая революция размахивает «знаменем свободы», но в действительности приносит духовное опустошение людям, говорит папа Франциск (ср. http://w2.vatican.va/content/francesco/en/speeches/2014/november.index.2.html).

Это особенно важно в наше время, когда наблюдается острое противостояние Божьей истины с неоязычеством, и если мы как христиане становимся перед необходимостью радикального этико-религиозного выбора: сохранить верность учению Христа или игнорировать его.

Через служение Церкви Христос приходит к нам, также как 20 веков назад пришел в Вифлееме. Он ничего не отнимает, а только обогащает духом мудрости и любви, милосердия и крепости, а также одаривает покоем, радостью, счастьем и новой надеждой. Поэтому необходимо открыть дверь Христу, ибо только в Нем мы сможем узнать самих себя, как призывает святой Иоанн Павел II (ср. http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/it/homilies/1978/documents/hf_jp-ii_hom_19781022_inizio-pontificato.html), которому посвящен следующий Пастырское год в Церкви на Беларуси.

9. Дорогие братья и сестры, соотечественники!

Поздравляю вас с радостным и спасительным праздником Рождества Христова!

Поздравляю всех христиан, которые вместе с нами его отмечают!

Со словами поздравлений обращаюсь к нашим братьям и сестрам православным, которые через две недели будут отмечать Рождество!

Поздравляю всех людей доброй воли!

Сын Божий стал человеком, чтобы мы в измерении Божьей благодати стали богами. Поэтому давайте не будем бояться в суете современного мира и праздничных хлопот найти время для Иисуса! Давайте не будем бояться принять Его в наши сердца! Давайте не будем бояться, так как свет Вифлеемской звезды дает нам новую надежду, даже вопреки надежде (ср. Рим 4, 18)!

Со праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом!

Поручая всех вас опеке Богородицы, которая родила миру Спасителя, делюсь с вами традиционной облаткой и свои праздничные пожелания укрепляю благословением во имя Отца  и Сына и Святого Духа. Аминь.

 

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич

Митрополит Минско-Могилевский, Председатель Конференции Католических Епископов в Беларуси

 

Минск, 8 декабря 2019 г.,

Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

 

 

Использованная литература и сокращения:

1. Декрет об апостольстве мирян Apostolicam actuositatem (AA).

2. https://ekai.pl/benedykt-xvi-ostrzega-przed-teologia-bez-boga

3. http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/it/homilies/1978/documents/hf_... 19781022_inizio-pontificato.html

4. http://w2.vatican.va/content/francesco/en/speeches/2014/november.index.2...

5. https://news.ycombinator.com/item?id=11272429.

Перевод с белорусского портала ЦАРКВА.

 

Страны: 
Рубрика: