Беларусь: совесть вне закона

 

Как и следовало ожидать, в очередном годовом докладе Госдепартамента США на тему свободы религии сообщается, что в 2006-07 гг. ситуация в Беларуси ухудшилась. Конечно, белорусские власти не замедлят, как и в прошлом году, заявить, что будто бы "утверждения доклада носят тенденциозный характер" и "умалчиваются положительные тенденции". Однако это будет как никогда чисто декларативным заявлением. Период с лета прошлого года по лето нынешнего, который попал в поле рассмотрения этого доклада, был особенно насыщен всевозможными инцидентами на почве нарушения прав верующих.

В основном – в отношении протестантов, но не только. В последнее время объектом давления властей все чаще становятся католики и даже православные. Речь, конечно, идет не столько об отношениях на высшем уровне – иерархия до последнего старается сохранить мир с властью, - сколько о действиях против рядовых верующих, а иногда и священнослужителей.

Главным инструментом давления при этом выступает откровенно дискриминационный закон "О свободе совести и религиозных организациях", принятый в 2002 году. В основном, конечно, закон сориентирован против протестантов, особенно сравнительно молодых конфессий, которые часто в обиходе именуют "сектами".

Но вот Католическая Церковь в Беларуси отнесена этим законом к "традиционным религиям", а потому может рассчитывать, как и православная Церковь, на особое к себе внимание. И действительно, государство периодически демонстрирует свое благоволение католикам в официальных знаках внимания. Но при этом чувствуется некоторая отчужденность. Во многом это связано с тем, что Католическая Церковь в Беларуси очень уж связана с западным соседом – Польшей, страной, с которой в последнее время у режима Лукашенко сложились особенно натянутые отношения на государственном уровне. Из 354 католических священников в Беларуси 170 – иностранцы, в большинстве случаев поляки.

И здесь нередко применяется норма закона, в соответствии с которой "иностранный гражданин, лицо без гражданства имеют право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеваться или сокращаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь".

Поэтому государство может просто без всякого объяснения не продлить срок пребывания, что иногда и делает. Так, например, осенью прошлого года сразу семи ксендзам и пяти монахиням в Гродненской области было отказано в продлении визы. Никакие попытки отменить это решение, вплоть до обращения к президенту, не дали результата. При этом чиновники объяснили свои действия тем, что, мол, хотели освободить вакансии для выпускников местных семинарий, что само по себе является циничным вызовом принципу отделения Церкви от государства.

Кроме того, священнослужители с иностранным паспортом имеют право служить только там, где им конкретно разрешено. Так, например, 78-летний католический священник из Минской области, находясь проездом в Минске, принял участие в местном богослужении и за это был подвергнут суду и оштрафован.

Особенным символом напряженности в отношениях католической Церкви с государством стал костел св. Иосифа в историческом центре Минска. Уже не один год верующие добиваются его возвращения католической Церкви. Их просьбы и требования особенно усилились после того, как в пристройке костела был открыт ресторан. Власти же не только не внимают просьбам верующих, но уже предприняли силовые действия в отношении пикетирующих и молящихся у стен костела.

На фоне таких инцидентов довольно неожиданно прозвучало сообщение о том, что католическая Церковь намеревается заключить конкордат с государством. Возможно, это попытка каким-то образом найти взаимопонимание с властью. Но оправдаются ли надежды? Аналогичное соглашение Белорусской Православной Церкви Московского патриархата с государством действует уже несколько лет. Подписано в рамках этого соглашения множество документов о сотрудничестве с разными ведомствами – от минобороны до министерства спорта и туризма. Особенно подробно разрабатываются совместные программы с минобразования, но на деле эффект практически не заметен. Если по каким-то вопросам и достигнуто взаимопонимание, то вряд ли при помощи соглашения. Там же, где вопросы решаются с трудом, не помогли их разрешению и многословные программы.

Что касается официальной православной Церкви, то при всей теплоте отношений и здесь не обошлось без инцидентов. В Гомеле сотрудниками КГБ был совершен налет на квартиру, где собиралась община православных христиан, последователей московского священника Георгия Кочеткова. Хозяину квартиру прокуратурой вынесено предупреждение в незаконной (незарегестрированной) религиозной деятельности и "пропаганде религиозного учения". Неофициальное православие в Беларуси приравнено к "сектам" и запрещено: всем памятна история вероломного разрушения храма Белорусской Автокефальной Православной Церкви в поселке Пограничный на Гомельщине; вынуждены отказаться от совершения богослужений общины РПЦЗ (под омофором епископа Агафангела), поскольку незарегистрированные общины в Беларуси не имеют права даже молиться. Остальные существуют катакомбно, по традициям, сохраненным с советских времен.

Подведем итог и вернемся к докладу Государственного департамента США. К сожалению, нужно признать, что при всем том, что права на свободу совести в Беларуси действительно находятся под угрозой, составители доклада пошли по несколько ложному пути, обозначив совсем не те акценты, которые действительно актуальны. Во главу угла в докладе поставлен антисемитизм, явление крайне малозначимое в современной Беларуси. В качестве мишени для критики избрана Белорусская Православная Церковь. Утверждается, что корень нарушений в том, что этой Церкви предоставлены привилегии в ущерб другим конфессиям. На самом деле, смысл всех ограничений не в том, чтобы дать преимущества православию, а в том, чтобы поставить препятствия для активных верующих.

Во-первых, в белорусском чиновничестве, воспитанном при Советском Союзе, еще живет инстинктивный страх перед религией. Они признают ее право на существование, но в определенных рамках. За эти рамками религия воспринимается как "угроза безопасности государства".

Во-вторых, Беларусь в настоящее время тяготеет к идеологическому тоталитаризму, при котором самостоятельное мировоззрение в принципе находится под подозрением. Религия же тем более является "подрывным" элементом, поскольку предлагает авторитет, лежащий за пределами унифицированной схемы авторитарного правления. Авторитет, построенный по схеме языческого поклонения, не выносит иного авторитета. И иного поклонения.

Свящ. Александр Шрамко

Рубрика: