Послание Синода БПЦ к 1020-летию Крещения Руси: СССР - единая семья народов

 

Послание Синода Белорусской Православной Церкви к 1020-летию Крещения Руси, с которым все одиннадцать правящих белорусских епископов обратились к клиру, монашеству и пастве БПЦ, а также и вообще соотечественникам, можно назвать посланием-рефлексией над последними 20-ю годами, что прошли от масштабного празднования 1000-летия Крещения Руси. Документ Синода полон и и открытых призывов, и намеков, которые с первого взгляда не являются очевидными.

Многие положения Послания не оказались неожиданными.

Во-первых, это пафос триединства Руси (как Великой, Малой и Белой) и их необходимое единство, которая основывается на Православии и вытекает из «единении вокруг общей Купели Крещения и единой Евхаристической Чаши».

Во-вторых, это особенное внимание к единству Русской Православной Церкви.

В-третьих, это определение празднования 1000-летия Крещения Руси как переломного пункта церковной истории.

В-четвертых, это осуждение любых действий революционного характера и «воинствующего духа неразумной ревности».

В-пятых, негативная оценка революции и коммунистического строя, которые сравниваются с «образом, явленным пророку Илие на горе Хорив», они подобны «большому и сильному вихрю, «раздирающему горы и сокрушающему скалы».

В-шестых, это оправдание политики сергианства словами псалмопевца Давида: «…доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром».

Однако Церковь была совсем не безголосая в советские времена, а говорила устами новых мучеников за веру Христову и верность Святой Церкви, говорила их кровью и мучениями, но с другой стороны устами официальных иерархов восхваляла советский строй и Советский Союз. Абсолютной неожиданностью стало то, что Послание ни единым словом не вспомнило тех, благодаря мученическому подвигу которых, крови мучеников, которая не молчала, а взывало к Небу, и было подготовлено это великое возвращение, подобное второму Крещению Руси. При этом епископы Синода Белорусской Православной Церкви, как и их предшественники, официальные иерархи советского времени, не постеснялись назвать Советский Союз, эту «тюрьму народов», их «единой семьёй»:

«Вспомним, возлюбленные отцы, братья и сестры, какие события в жизни наших народов предшествовали 1000-летию Крещения Руси и последовали после него. За два года до юбилея, в апреле 1986-го, образ апокалиптической «звезды полыни» (Откр. 8: 11) полыхнул смертельным огнём в Чернобыле. А в конце 1991-го распалась единая семья народов… Мы научились жить с тем наследием, которое оставили после себя эти события. Но мы не должны забывать их жестоких уроков и трагических последствий... »

Таким образом, Синод Белорусской Православной Церкви называет распад Советского Союза событием трагическим и сравнивает его со взрывом на Чернобыльской АЭС.

Геополитическое видение Послания вызывает настороженность и потому, что на следующей неделе после торжественного празднования 1020-летия Крещения Руси, которое пройдет 22-25 октября, 3 ноября может состояться, по словам Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь В. Попова, подписание Конституционного акта Союзного государства. Интеграционные процессы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь на протяжении последних десяти лет то набирают интенсивность, то стихают. Многие отмечают, что Союз России и Беларуси существует только на словах, а не в действительности, что «интеграционную» карту режимы обоих государств разыгрывают только для пиара и с большего это только пустые слова. Не станет ли подписание Конституционного Акта исполнением того, к чему призывает Синод БПЦ в своем Послании – необходимости «соответствия образа мыслей образу жизни» и «совпадения слов и дел»?

 

Наталья Василевич

Рубрика: