МОНИТОРИНГ СМИ: Katolik.Ru: Иоанн Павел II станет 11-м блаженным Папой

В общественном сознании распространено мнение, что канонизация и беатификация Пап – частое явление в жизни Церкви. Однако это не так. По крайней мере, в последние века.

За все 2 тысячи лет истории на престоле Петра сменились 264 Папы, не считая самого Апостола. Из всего этого числа Церковь провозгласила Святыми 79 и Блаженными 11 Пап, включая Иоанна Павла II, беатификация которого намечена на 1 мая.

За последние 300 лет Блаженными были признаны 11 Пап, включая Кароля Войтылу. Вместе с ним канонизации ожидают Виктор III, Урбан II, Евгений III, Григорий X, Иннокентий V, Бенедикт XI, Урбан V, Иннокентий XI, Пий IX и Иоанн XXIII. А с 1712 по наши дни только два Папы, Пий V и Пий X, были причислены к лику Святых.

Блаженные Пий IX и Иоанн XXIII возглавили соответственно Первый и Второй Ватиканские соборы. Пий IX (Джованни Мария Мастаи Ферретти 1792 – 1878) и Иоанн XXIII (Джузеппе Ронкалли 1881 – 1963) были признаны Блаженными 11 лет назад, 3 сентября 2000 года, Иоанном Павлом II.

Это стало настоящим событием и не только по причине масштабности этих двух личностей, но и потому, что к тому времени на протяжении 44 лет не происходило ничего подобного. До этого в 1954 году Пий XII канонизировал Папу Пия X, а затем, в 1956 году, причислил к лику Блаженных Папу Иннокентия XI.

В Папском Ежегоднике за 2005 год приводится список канонизированных и беатифицированных Пап с 1712 года:

1. Пий V (Святой с 1712 г.)

2. Григорий X (Блаженный с 1713 г.)

3. Бенедикт XI (Блаженный с 1736 г.)

4. Урбан V (Блаженный с 1870 г.)

5. Евгений III (Блаженный с 1872 г.)

6. Урбан II (Блаженный с 1881 г.)

7. Виктор III (Блаженный с 1887 г.)

8. Иннокентий V (Блаженный с 1898 г.)

9. Пий X (Святой с 1954 г.)

10. Иннокентий XI (Блаженный с 1956 г.)

11. Пий IX (Блаженный с 2000 г.)

12. Иоанн XXIII (Блаженный с 2000 г.)

13. Иоанн Павел II (Блаженный с 2011 г.)

В первом тысячелетии культ мучеников и затем исповедников в Церкви контролировался различными отдельными Церквами. Епископы, индивидуально или коллегиально во время Синодов, давали разрешение на новые почитания, которые начинались с извлечения останков мученика из земли (по-латыни elevatio corporis) или переносу его останков в церковь (translatio corporis). Эти разрешения впоследствии стали называться епископскими или особыми канонизациями, потому что они касались исключительно местной Церкви.

В XI веке начал преобладать принцип, согласно которому только Папа Римский, будучи Вселенским Пастырем Церкви, имел право разрешать общественное почитание как в поместных Церквах, так и во Вселенской Церкви. С 1234 года при Григории IX Папе отошло безоговорочное право возводить в лик Святых с соответствующим публичным почитанием.

В XIV веке Св. Престол начал давать разрешения на почитание, ограниченное определенной местностью и по отношению к отдельным Слугам Божьим, чей процесс канонизации не был еще начат или не был закончен. Из подобного разрешения, ориентированного на будущую канонизацию, и родилась беатификация. Слуги Божьи, чье ограниченное почитание было разрешено, назывались Блаженными начиная с 1483 года во времена правления Сикста IV.

Это положило начало четкому каноническому разделению между титулами Блаженный и Святой, между которыми в Средневековье не было никакой разницы.

После создания Конгрегации по Священным обрядам и церемониям в 1588 году в эпоху Сикста V Папы продолжали давать разрешения на ограниченные почитания в ожидании канонизации. Это процедура была определена Бенедиктом XIV в его трактате о беатификации и канонизации Слуг Божьих («De servorum Dei beatificatione, et beatorum canonizatione» 1734-38). Постепенно эти процедуры уточнялись и совершенствовались вплоть до достижения современных норм, действующих с 1983 года. В апостольской конституции «Divinus perfectionis Magister» от 25 января 1983 года была установлена процедура исследований и проверок, необходимых для начала процесса канонизации со стороны епископов.

Katolik.Ru (по материалам Радио-Ватикан)

Рубрика: