Немолчащая церковь в отдельно взятой Бобруйской епархии

И до 19 декабря 2010 г., когда была брутально разогнана демонстрация против фальсификации президентских выборов, происходили многочисленные религиозные акции "на границе с политикой". Особая роль здесь принадлежит, безусловно, Белорусской Христианской Демократии, незарегистрированной, но известной наполовину как партии, наполовину - религиозной организации. После же 19 декабря регулярными стали молитвы за политзаключенных в разных церквах и костелах по всей Беларуси. Известно, что эти акции поддерживали и различные религиозные деятели, а также христианские общества. Однако официальное руководство Церквей дистанцировалась от такой деятельности.
2-го ноября 2011 г., на Дзяды, когда чествуются предки, а в Минске проходят ежегодные шествия на место массовых репрессий в Куропатах, четверо бобруйчан с молодежного крыла Объединенной гражданской партии вышли со свечами из Свято-Николаевского храма г. Бобруйска, чтобы пройти к памятному знаку жертвам политических репрессий на пл. Победы. Не успели молодые люди далеко отойти от храма, как их задержали сотрудники милиции и оформили протоколы, где отметили, что Елена Толстик, Дмитрий Толстик, Артем Мархасёв и Марина Иванова принимали участие в несанкционированном шествии. В скором времени молодые люди получили повестки в суд на 30 ноября. Однако в назначенный день на суд не явились свидетели-милиционеры, поэтому суд был перенесен на 7 декабря. Молодые люди ходатайствовали о том, чтобы на следующее судебное заседание вызвать в качестве эксперта настоятеля Свято-Николаевского собора прот. Александра Полуянова.
Однако еще до назначенной даты, 5 декабря, в семье Дмитрия и Елены Толстик был проведен обыск, в ходе которого, как утверждают активисты, сотрудник милиции, находившийся в тот момент вне зоны видимости самих Толстик и понятых, вдруг появился с пакетом какой-то растительности, объявив, что это конопля. 6 декабря Дмитрий был вызван в милицию, после чего он не объявлялся, с ним отсутствовала связь и не поступало никакой информации. В милиции утверждали, что на допрос Толстик не появился, и он был объявлен в розыск. По словам жены Дмитрия, Елены Толстик, следователи сообщили ей, что на ее мужа возбуждено уголовное дело, а городская социальная служба поставила семью Толстик на учет как неблагонадежных, началось их выселение - вместе с 2-летним ребенком - из комнаты общежития. В связи с неявкой обвиняемых, суд по административному делу был перенесен с 7-го декабря на 16-е. История давления на активистов, которая была бы такой похожей на сотни других. Но в историю вмешался глава Бобруйской епархии Белорусского Прав
ославной Церкви епископ Серафим (Белоножко) - он обратился к суду, который надлежало рассмотреть дело активистов, с ходатайством следующего содержания:
"В Бобруйское Епархиальное Управление обратились Толстик Дмитрий, Иванова Марина, Толстик Елена, Артем Мархасёв. Они были задержаны 2 ноября 2011 г. в связи с незаконным уличным шествием, шли с зажженными свечами к памятнику, установленному в память жертв сталинских репрессий.
Для Русской Православной Церкви - память репрессированных граждан, в том числе сотен тысяч священников и верующих, очень важна. В последние годы многие из них причислены к лику святых для всенародного церковного почитания. Поэтому данный вопрос, мы считаем, требует особой деликатности со стороны государственных органов и общественности.
Просим суд принять во внимание этот контекст дела и ходатайствуем за обратившихся к нам молодых людей.
С уважением,
Серафим,
Епископ Бобруйский и Быховский "
Явился на суд 16 декабря и настоятель Свято-Николаевского кафедрального собора Александр Полуянов, который в своей речи объяснил судье Тарабуевай, что молодые люди действительно были в тот вечер в храме, а вынос из храма зажженных свечей - это религиозное действие, описанное в Законе Божиим, оно относится к частной молитвы.
В результате, 22 декабря трое молодых людей получили штраф в 20 базовых величин. Судьба Дмитрия Толстика до сих пор остается неизвестной.
Бобруйская епархия - самая молодая и самая маленькая в составе Белорусской Православной Церкви, возглавляет ее самый молодой епископ Серафим (Белоножко). Здесь ведется активной работа по исследованию советских репрессий и увековечиванию памяти замученных в годы СССР, не боясь реакции белорусских властей, для которых эта тема является очень неприятной. В случае с ходатайством от епископа и выступления на суде настоятеля кафедрального собора, духовенство Бобруйской епархии засвидетельствовала верность истине. И хотя молодые люди и не были оправданы и получили штрафы, можно сказать, что подобные действия со стороны официальной Белорусской Православной Церкви могут считаться беспрецедентными. К сожалению. Но этим своим ходатайством епископ Серафим вновь подарил надежду гражданского общества на то, что и Церковь может сказать свое слово.
Гл. Дмитрий Первий, свящ. Бобруйская епархия. История гонений
Ходатайство епископа Серафима (скан, jpg)

Ваcилевич Наталья

Рубрика: