ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА - ОБРАЗ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
20.06.2006Опубликовано в приходском листке "Христос Воскресе!" (№8, 1999 г.)
Господь Иисус Христос в прощальной беседе с учениками обещал им послать Духа Святого, Утешителя, Который пребудет с ними вовек, Духа Истины, Который научит их всему и напомнит все, что Он Сам говорил им. Без сошествия Духа Святого невозможно было бы спасение человека. На это ясно указывает Господь, говоря: "лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам" (Ин. 16, 7). Из этих слов можно заключить, что Дух Святой не просто заменяет Господа Иисуса Христа, но и во всем равен Ему. Дух Святой такой же совершенный Бог, как Сын и Отец.
Так перед нами раскрывается Тайна Святой Троицы - единый Бог в Трех Лицах: Отце, Сыне и Святом Духе. Познание этой тайны дается нам не только для того, чтобы мы узнали о Духе Святом, завершающем дело нашего спасения. Нам нужен образ Святой Троицы, потому что в Ней реально существует неизреченное единство любви, в котором ни одно из Лиц не теряет ни Своей самобытности, ни Своего самостоятельного совершенного Божества. По образу и подобию такого единства Бог хочет собрать и воссоединить разделенное враждой человечество.
Дух Святой сошел на апостолов через десять дней после Вознесения Господня, через пятьдесят дней после Его Воскресения. Поэтому день этот называется теперь Пятидесятницей. Дух Господень, несущий в себе силу объединения, произвел во внутренних основах души мгновенное устранение наиболее разделяющих человечество языковых границ, символически указывая этим будущее благодатное единение человечества.
В Иерусалиме в то время был большой праздник, на который сошлись из разных стран люди, говорившие на многих языках и наречиях. И тут на виду у всех произошло чудо. Апостолы внезапно получили дар говорить на всех этих языках. В душах многих там бывших людей тоже произошло внезапное преображение: они не только слышали слова апостолов на их родном языке, они получили способность понимать смысл их проповеди. Сразу же три тысячи человек присоединилось к апостолам. Так началась жизнь Церкви Христовой. Церковь - это Божий сад, который посадил Своим воплощением, крестной смертью и воскресением Господь Иисус Христос. Живительные соки для разрастания этого сада дает Дух Святой, Который потому и называется еще Господом Животворящим.
Без оживотворяющего действия Духа Святого Церковь была бы просто собранием единомышленников. Но Церковь совершенно отлична от обычных человеческих сообществ, где единство чаще всего достигается ценой подавления личности.
Единство само по себе не является самоцелью для Бога. Единство и мир между людьми могут иметь прямо антихристов дух, как это и было при строительстве Вавилонской башни. Вавилонское столпотворение иногда называют анти-пятидесятницей. Человек там терял свое лицо, становясь деталью бессмысленной машины. Бог отверг такое единство, Он делает так, что люди разделяются, перестают понимать друг друга, чтобы со временем придти к совершенно иному единству, единству Пятидесятницы.
И такие "вавилоны" то и дело повторяютя в человеческой истории. Таким "вавилоном" был и Советский Союз, по которому скорбят даже некоторые христиане, думая, что там был и мир, и единство. Но это было единство насилия и обезличивания, его идеал - серая послушная толпа с "равными потребностями". Бог разрушил этот прообраз царства антихриста, попустив раздоры и разделения.
И теперь есть надежда, что многие, лишившись единства фальшивого, придут к истинному, найдут себя в Церкви, в которой отражается совершенство взаимодополняющей любви, царящей в Святой Троице. Человек, не теряя своей личности и неповторимости, становится частью единого тела, глава которого - Христос. Соединение со Христом возможно только через присоединение к Его телу - Святой Церкви. Церковь же только там, где Дух Святой. Если мы будем действовать против Духа Святого, вопреки началам любви и свободы, то можем оказаться вне Церкви, обманывая себя внешним пребыванием в ней.