О содержании и формах сотрудничества Белорусской Православной Церкви с государственными органами управления и учреждениями образования Республики Беларусь

Циркулярное письмо правящим архиереям, благочинным, настоятелям приходов Белорусской Православной Церкви

 

Белорусская Православная Церковь все в большей мере восстанавливает исконную миссию Церкви – народное воспитание. Воспитание подрастающего поколения — важное и святое дело. Оно определяет благоденствие миллионов соотечественников, приоткрывает завесу будущего нашего Отечества.

Ясно понимая указанную черту времени, Православная Церковь оценила ее в Основах социальной концепции следующим образом: «С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее, Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы».

Взаимоотношения белорусского Государства и Православной Церкви отражены в ряде законодательных документов, очерчивающих правовые рамки сотрудничества Белорусской Православной Церкви и светской системы образования.

Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» (2002) исходит из: «определяющей роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Статья 9 того же Закона, касаясь взаимодействия зарегистрированных религиозных организаций и учреждений образования, указывает, что «порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь».

На основе этого Закона было заключено рамочное Соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Республикой Беларусь (2003), в котором была предусмотрена возможность заключения программ сотрудничества Белорусской Православной Церкви с различными министерствами и ведомствами.

31 марта 2004 г. во исполнение Соглашения была подписана Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2004-2006 гг., включающая систему мероприятий по взаимодействию Белорусской Православной Церкви и Министерства образования.

Таким образом, в Республике создана основа, на которую могут и должны опираться церковные инициативы по сотрудничеству с учреждениями образования.

Координация и научно-методическое обеспечение этой деятельности осуществляется Координационным советом Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви по вопросам сотрудничества. Координационный совет возглавляют заместитель Министра образования Республики Беларусь Т.Н.Ковалева и Преосвященный Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский.

Целью нашего совместного делания является воспитание нравственно зрелой и духовно развитой личности, любящей свое Отечество. Этой цели нельзя достичь, если не приобщить учащуюся и студенческую молодежь к духовно-нравственным, историко-культурным отечественным традициям белорусского народа. Поэтому раскрытие духовного потенциала православных традиций и ценностей является одной из важнейших задач совместной деятельности государственных учреждений образования и структур Белорусской Православной Церкви.

Решение этой задачи должно осуществляться по следующим направлениям:

I. Сотрудничество с государственными органами управления и учреждениями образования Республики Беларусь;

II. Устроение и совершенствование церковной системы образования.

I. Формы взаимодействия церковных структур с органами управления и учреждениями образования могут быть разнообразными.

Прежде всего, это просветительская работа среди педагогических работников. Священнослужители не могут подменять педагогов в учебно-воспитательном процессе. В деле воспитания молодежи священнослужители призваны помочь педагогам овладеть православными духовно-нравственными, историко-культурными и социально-укладными отечественными традициями, педагогическим опытом и прочими достижениями православной педагогики, накопленными и бережно хранимыми Церковью. В работе с учителями и воспитателями необходимо раскрыть миссию Церкви в деле образования, в деле спасения человека. Для этого священнослужители могут принимать участие в педагогических советах, посвященных обсуждению вопросов духовно-нравственного воспитания, заседаниях методических объединений учителей и классных руководителей, проведении просветительских лекции для педагогов, участия в семинарах и курсах для педагогов.

Священнослужители, преподаватели Духовных учебных заведений должны чаще принимать участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях, организуемых Министерством образования, областными управлениями образования и т.д.

Введение специальных уроков или факультативных курсов по изучению предметов духовного содержания может осуществляться только при наличии необходимых условий (программно-методического обеспечения, учебных пособий, подготовленных педагогических кадров и др.). Православными педагогами Республики разработаны программы, методические материалы, которые прошли апробацию на практике и могут быть рекомендованы для пользования. Уже разработаны и действуют различные образовательные модели повышения квалификации учителей, владеющих отечественным духовно-нравственным и историко-культурным наследием и способных обеспечить интеграцию православного и базового образования на высоком профессиональном уровне. Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», учреждение образования «Минский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров» и другие учреждения последипломного образования обладают достаточным опытом проведения курсов «Основы православной культуры», «Церковно-славянский язык в современной школе», «Духовно-нравственное воспитание в современной школе», «Родиноведение» и др.

Исторически оправданным и необходимым видится развитие родиноведческих курсов, обращение к историческим традициям родного языка, славянской книжности, художественной культуре, народным и художественным промыслам и ремеслам. Это создаст основу для осмысленного включения детей в социально-культурную среду своего народа, будет способствовать формированию религиозной и национальной идентичности в контексте мирового сообщества.

Школьники должны постепенно знакомиться с православными традициями нашего народа, постигать духовно-нравственные ценности в ходе подготовки и проведения государственных праздников, а также школьных праздников Рождества Христова и Пасхи, совместных паломнических поездок, изучение житийной литературы, заботы о кладбищах, захоронениях воинов, памятников и других, значимых для народной памяти мест.

Обращаем внимание на полезность неформальных бесед священнослужителей с преподавателями по проблемам современной молодежи.

Особым попечением приходов и приходских школ должны пользоваться безнадзорные и беспризорные дети, дети с девиантным поведением, дети из неполных и неблагополучных семей, дети-инвалиды. «Если хочешь быть благочестивым, — учил бл. Феофилакт, — обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказании сострадания к ближнему».

Приходы и приходские школы должны тесно взаимодействовать с комиссиями по делам несовершеннолетних, социально-психологическими службами учреждений образования, детскими социальными приютами, социально-педагогическими центрами, центрами коррекционного развития.

Острой в современном мире и в нашем отечестве остается проблема детей-сирот. Не должны оставаться без духовного попечения детские дома и сиротские приюты. Высказывая слова благодарности иностранным гражданам, усыновляющим и удочеряющим наших детей, мы не можем не ощущать горечи оттого, что этим детям не нашлось домашнего очага на Родине. Приходы призваны, сотрудничая с властями, принять активное участие в устройстве обездоленных детей в семьи благочестивых прихожан внутри страны. В храмах должны звучать проповеди о богоугодности усыновления и удочерения сирот.

Все проводимые совместные мероприятия согласуются в установленном порядке с органами управления образования. Благочинные в рамках своих церковных округов осуществляют взаимодействие с местными органами власти, планирование и координацию сотрудничества приходов и учреждений образования. Они же осуществляют контроль работы, проводимой совместно с органами управления и учреждениями образования. Работа по сотрудничеству с государственными органами и учреждениями образования отражается в ежегодных отчетах, предоставляемых архиереям. При необходимости могут приниматься соответствующие программы сотрудничества местного уровня.

Управление совместной работой в пределах областей, областных центров и г.Минска возлагается на правящих архиереев.

Отмеченные формы работы призваны раскрыть духовный потенциал православных традиций и ценностей и вызвать интерес к жизни в Церкви, создать условия для приобщения молодежи к Православной вере.

II. Следующим направлением, ориентированным на тех, кто желает приобщиться к жизни Церкви, должна стать педагогическая деятельность на приходе.

Главным содержанием учебно-воспитательного процесса приходских школ является подготовка детей к сознательному участию в Таинствах и богослужениях Церкви, активное участие в жизни прихода. Положительным является опыт устроения богослужений для учащихся приходских школ, когда священник в полной мере имеет возможность уделить внимание детям, а воспитанники принимают сами непосредственное участие в их подготовке и проведении. Бесценный опыт получают учащиеся тех приходских школ, где для них организуются различные послушания при храме.

Учебно-воспитательный процесс в церковно-приходской школе должен определяться не уровнем формальных знаний, а его ценностным наполнением, характером внутренней жизни школы, прихода. Необходимо обеспечить бесспорный приоритет христианского воспитания над обучением. Главной целью приходских школ является приобщение своих воспитанников к основам и нормам христианской жизни, усвоение воспитанниками основных закономерностей православной духовности. Наставники призваны помочь им увидеть в Евангелии руководство духовной жизни. Православный человек не тот, кто много знает, а кто ведет правильную духовную жизнь. По слову св. Иоанна Кронштадтского, только тогда православное воспитание можно назвать успешным, когда воспитанники вверились Богу, живут по Его заповедям и по учению Церкви, подчинились ее руководству.

Церковно-приходские школы должны взять на себя задачу восстановления владения прихожанами богослужебным церковнославянским языком. Церковнославянский язык, язык Православной Церкви, — важнейшее средство воцерковления человека. Речь должна идти не столько об овладении грамматическим строем языка, сколько о формировании начитанности в текстах, выражающих высокую нравственность и твердую веру. По выражению православного педагога С.А. Рачинского, детям необходимо дать не мертвую грамоту предмета, а живую грамоту веры. Учащимся следует прививать навыки осознанного чтения Священного Писания, церковнославянских текстов, развивать умение самостоятельно находить ответы на свои вопросы в православном катехизисе, истории Церкви, творениях отцов Церкви.

Необходимо возродить обучение церковному пению с раннего возраста. Исконно в церковно-приходских школах основными предметами были церковнославянский язык и церковное пение.

Работа церковно-приходских школ должна быть многоступенчатой и охватывать учащихся от дошкольного возраста до 15-16 лет. При приходских школах следует создавать творческие мастерские (коллективы по интересам, спортивные, краеведческие, военно-патриотические клубы, литературные объединения и т.д.), где церковная молодежь могла бы продолжать неформальное общение уже после выпуска из приходской школы.

Следует активно привлекать к работе с детьми профессиональных педагогов. Приходы и приходские школы должны активизировать просветительскую работу с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Могут использоваться такие формы как проповеди по вопросам православного воспитания, родительского долга и традиций православной семьи, просветительские лекции для родителей по актуальным проблемам воспитания и социальной жизни, проведение родительских собраний в приходских школах и участие священнослужителей в родительских собраниях учреждений образования, организация родительских клубов и др.

Настоятели приходов призваны неустанно заботиться о развитии материально-технической базы приходских школ, повышении профессионального мастерства и духовно-нравственного уровня преподавателей церковно-приходских школ.

Комплектование приходских школ, режим их работы должны учитывать пожелания органов управления и учреждений образования данного микрорайона. Приходские школы могут частично решать вопросы занятости учащихся в субботнее время и во время каникул в общеобразовательных школах. Наши совместные усилия могут быть объединены и при организации летнего отдыха и оздоровления учащихся.

Таковы перспективы сотрудничества Церкви и государства в сфере образования.

Все вышеуказанные формы взаимодействия необходимо наполнить живым опытом богообщения, памятуя, что всякий вмещает его «якоже можаху». Только бережное, чуткое и внимательное отношение к делу образования может принести благие плоды в долгосрочной перспективе.

ФИЛАРЕТ
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси

Рубрика: 

 

 

Еще по теме Право на веру и свободу совести:Еще по теме Религия в школе: если нужно, то как?: