Пастырское послание Митрополита Тадеуша Кондрусевича на Пасху 2015 г.

Беларусь, будь страной воскресения!

Христос воскрес - воистину воскрес!

Глубокоуважаемые братья и сестры, все люди доброй воли!

1. Этим пасхальным восклицанием сердечно приветствую всех вас и поздравляю с радостным и спасительным, самым большим и наиболее важным христианским праздником Воскресения Христа! Этот праздник мы отмечаем с радостью по трем следующим причинам. Правда воскресения Христа является основой христианской веры. Она гарантия нашего воскрешения, дает надежду и поддержку в жизненных трудностях. Она также напоминает нам, что стоит жить, ведь перед нами перспектива счастливой вечности.

2. Пасхальное Евангелие рассказывает нам, как женщины-мироносицы в третий день после крестной смерти Христа, который был первым днем недели, пошли ко гробу своего любимого Учителя, чтобы по еврейскому обычаю намастить Его тело ароматными маслами. Иисус умер в пятницу. На следующий день приходилась еврейская Пасха и не было времени, чтобы похоронить Его по традиции Избранного народа. Поэтому они решили направиться к гробу Христа, чтобы дополнить то, чего не смогли сделать сразу.

Наибольшим заботой этих женщин во время их пути к могиле Иисуса, была проблема доступа к Его телу, потому что гробница была закрыта большим камнем и вход в ее стерегли солдаты. Однако какое же удивление охватило их, когда они увидели открытую могилу (Мк 16, 1-5).

Но это еще не все, ведь наибольшее удивление ожидало их внутри нее. Там они не увидели тело Иисуса. Вместо него находились полотна, в которые оно было завернуто, и ангела, который сказал им: “Не бойтесь! Иисуса ищете Назарянина, распятого. Он воскрес, Его нет здесь; вот место, где положили Его” (Мк 16, 6).

3. Увиденное и услышанное было для них молнией с ясного неба вплоть до того, что, перепуганные, они побежали к апостолам, чтобы возвестить им о том, что увидели и услышали ( Мф 28, 8).

Не поверили также и апостолы. Петр и Иоанн побежали ко гробу. Иоанн, как младший, добежал быстрее, но не вошел и ждал Петра. Придя к могиле, Петр заглянул в нее. Евангелист ничего не говорит о реакции Петра. В то же время он подчеркивает, что когда в нее вошел Иоанн, то поверил (Ин 20, 3-8).

4. Вся эта история напоминает нам о том, что даже апостолам, которые в определенном смысле были посвящены в тайну крестной смерти Иисуса и Его воскресения, трудно было поверить, что оно стало действительностью.

Более того, расстроенные и потерявшие надежду ученики с Емауса в тот же день возвращались из Иерусалима в свою местность, когда к ним, разговаривающим о последних, связанных с Иисусом, событиях, присоединился воскресший Христос. Его, однако, они не узнали и даже с удивлением говорили, что Он, наверное, единственный в Иерусалиме, кто не знает, что там случилось, - а именно - что Иисус был распят и похоронен. Несмотря на то, что некоторые ученики Христа утверждали о Его воскресении, ученики из  Емауса не могли в это поверить. И только на преломлении хлеба, это означает во время Евхаристии, они узнали в этом спутнике Иисуса (Лк 24, 13-35).

Мы знаем также, что в тот же первый день недели воскресший Иисус явился Марии Магдалине, которая приняла Его за садовника (Ин 20, 11-16). Вечером того же дня на ужине объявился Он и всем апостолам, кроме Фомы, которого не было с ними (Ин 16, 19-23).

Отсюда следует правда о том, почему христиане празднуют воскресенье, которая в христианстве  называется “Днем Господним” - “Dies Dominica”. Ведь это день воскресения Господа - день победы Христа над грехом, смертью и злым духом. Выразительно  его название звучит на русском языке: “Воскресение”.

В связи с этим необходимо обратить внимание и на то, что Бог создал мир и человека на протяжении недели, а в первый день недели, в воскресенье, Иисус восстановил мир и человека. Его, смертного, сделал бессмертным. Миру, который потерял надежду, вернул ее, даже вопреки надежде (Рим 4, 18), ведь действительно, кто и когда видел живым умершего! Поэтому Пасха является вершиной Божьей деятельности в истории человечества и мира.

5. Наверное, всем нам известна греческая поэма про легендарную птицу феникс. Предвидя свою смерть, она с веток благовонного дерева свила себе гнездо, в котором сгорела. Однако из пепла, что остался после нее, вылетела новая птица. Отсюда и происходит выражение возродиться как феникс из пепла.

Таким образом, в христианской традиции феникс символизирует бессмертие, воскресение и жизнь после смерти. В нем очень хорошо видно пасхальное послание, ведь Иисус отдал свою жизнь за спасение мира и на третий день воскрес. В Нем новая жизнь  воскресла из пепла смерти. Сегодня мы отмечаем победу Христа над грехом, смертью и злым духом. Эта победа является даром вечной жизни для верующих в Иисуса. Именно поэтому феникс является одним из самых ранних символов воскресшего Христа.

6. Правда воскресения Христа является тайной нашей веры, ибо никто не видел самого момента воскресения. Однако как Евангелие, так и история оставили нам много свидетельств об этой правде. Недаром святой апостол Павел говорит, что если бы Христос не воскрес, то пустой была бы наша вера и пустым было бы наше провозглашение Евангелия (1 Кор 15, 14). В то же время, несмотря на многочисленные преследования веры как в первые века христианства, так и во всей его истории и еще совсем недавно на нашей земле, христианство не только осталось, но и сильно укоренилась повсюду.

7. Воскресение Христа, будучи правдой нашей веры, является гарантией нашего воскрешения. Иисус говорит: “Я - воскресение и жизнь. Кто верит в Меня, не умрет никогда” (Ин 11, 25). Мы верим, что Христос воскресит нас в последний день.

Но правдой есть и то, что мы уже воскресли в Нем в таинстве крещения, в котором умерли для греха и восстали к жизни в Божьей благодати. Благодаря Духу Святому наше христианское жизнь на земле является участием в смерти и воскресении Христа (ККЦ 1002).

Праздник Воскресения Христа является также праздником надежды на вечную жизнь, которая приходит к нам через веру и крещение. Недаром во время Пасхальной вигилии мы восстанавливаем обещания крещения и исповедуем нашу веру в Бога.

Крещение - это нечто гораздо большее, чем обычное омовение или обряд принятия к Церкви. Он означает новую жизнь, которая нас поддерживает в покое духа, несмотря на трудности времени. “Или же не знаете, что все мы, крещенные в Иисуса Христа, в смерть Его крестились? Так вот, мы погребены вместе с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых ради славы Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения”, - говорит св. апостол Павел (Рим 6, 3-5).

8. Мы закончили Великий пост - время обращения и восстания из наших грехов. Сегодня переживаем спасительный и радостный день Пасхи, который напоминает нам о том, что в греховной тьме засияло нязгаснае свет Воскресения. Эта правда является Божьим даром человечеству, которого нельзя оценить, и одновременно заданием, чтобы им жить. Каждый день мы, подобно фениксу, должны воскресать из наших грехов и восстанавливаться благодатью воскресшего Христа.

Вскоре пройдут праздники и опять начнется обычная жизнь. Войдем ли мы в нее с правдой Воскресения? Вот вопрос, который сегодня стоит перед нами. Ведь когда праздники приходят и уходят, ничего не оставляя в наших сердцах, то это знак того, что наша вера является поверхностной и не затрагивает глубины сердца, не ведет к истинной единства с Христом и до нашего совершенствования.

Само же название сегодняшнего праздника, “Воскресение”, напоминает о необходимости постоянного воскрешения из гробницы грехов и к изменению жизни на лучшее. “Будьте совершенными, как совершенен Отец ваш небесный” (Мф 5, 48), - призывает нас Христос. А стремиться к совершенству означает не поддаваться соблазнам лукавого и постоянно его побеждать.

9. Это нелегкое задание, и нам самим оно не под силу. Не зря Иисус говорит, что без Него  не сделаем ничего (Ин 15, 5). Нам нужна Его помощь, и Он через Церковь, в котором живет, спешит с нею к нам. Необходимо только ее принять. Неразважным мы назвали бы человека, который, утопая, не хватался бы за спасательный круг, который ему бросают с берега, ибо, как говорит пословица, “кто тонет, то хватается за соломину”.

Но так ли это в нашей духовной жизни? Сколько раз мы тонем в греховном болоте и не хватаемся за руку, которую протягивает нам Иисус?! В этом кроется трагедия человека, в которой он сам, а не кто-то иной, виноват. Это особенно видно в наше время дехристианизации и девальвации моральных ценностей.

Принятое и восстановленное крещение объединяет нас со Христом - источником нашей жизни и счастья, единственной нашей надеждой и постоянной духовной радостью. Необходимо только Его принять как путь к счастью в этой жизни и в вечности.

10. Взирая на очень опасные вызовы нашего времени, каждый из нас лично и наше Отечество - Беларусь - требуем Христа, чтобы помог противостоять им.

10.1. Нам нужен воскресший Иисус, чтобы защищал нас перед тьмой безверия и холодом равнодушия, который все больше и больше охватывает мир. Наиболее опасным врагом христианства является не воинствующий атеизм, ведь там мы знаем, кто нам противостоит, но равнодушные сердца современных христиан без сильной веры и христианского свидетельства.

10.2. Нам Он нужен, чтобы постоянно переменял наши сердца и творил отважными свидетелями в духовной темноте секуляризма.

10.3. Нам нужен Христос в наших семьях, когда девальвируется Богом установленный институт семьи, как единственный и нерушимый союз мужчины и женщины с целью совместной жизни, взаимной помощи, продолжения потомства и его воспитания, а разводы и разврат считаются проявлением свободы.

10.4. Нам нужен Иисус, чтобы учил современных супругов побеждать эгоизм и с радостью принимать трудности ответственности друг за друга. Современный человек должен понимать, что жизнь без брака и на пробу, стремление к успокоению эгоистических стремлений и удовольствий ведет к разочарованию и жизненной драме.

10.5. Нам нужен Воскресший, чтобы учил нас заботе о наиболее драгоценном Божием даре, которым является дар жизни. Наши семьи, особенно молодые, должны быть открытыми к призванию на ответственное родительство.

10.6. Нам нужен Христос, чтобы защищал детей и молодежь. Невооруженным глазом видно, как много драматических проблем является в их жизни. Родители же должны отмечаться смелостью и умением воспитывать их в Божьей правде, находить для них время и быть аутентичными свидетелями Евангелия.

10.7. Нам нужен Иисус в нашей общественной жизни, где растет алкоголизм, наркомания, коррупция, все более проявляется экономический кризис, возникают различные конфликты, в том числе социальная и политическая напряженность, трудовая миграция, которая негативно влияет на кризис семьи и потерю веры и т.д.

Наше общество должно быть насыщено неизменной правдой Евангелия и Божьей благодатью, чтобы на них, как на непоколебимое фундаменте, строить будущее.

10.8. Нам нужен Воскресший, чтобы помогал разбудить чувство ответственности за нашу Отчизну и солидарности между ее жителями, чтобы между всеми царил дух взаимной любви и согласия.

11. Жители Беларуси с радостью и гордостью восприняли тот факт, что Минск стал местом переговоров и подписания мирных соглашений по Украине, которые являются новым этапом на пути к решению этого братоубийственного конфликта в центре Европы, хотя этот путь нелегкий и требует еще много усилий как со стороны конфликтующих сторон, так и международных организаций.

Беларусь, строя свою идентичность на принципах Евангелия, также должна быть страной мира, взаимоуважения и толерантности ее граждан, людей разных вероисповеданий и национальностей, но в то же время сыновей и дочерей одной Родины.

Мы с радостью пережили недавний визит Государственного Секретаря Его Святейшества Папы кардинала Франтишка Пьетро Паролина, который укрепил нашу веру и призывал к верности Христу в борьбе со злом, чтобы жить свободой детей Божиих. Посланник Папы призвал бороться с новыми соблазнами нашего времени. Не позволять подкупить себя ложными образами, которые часто приходят к нам и имеют успех только благодаря внешней красоте, которая проходит, или популярности, вызывающей у других зависть, или готовности на все ради богатства. В таком случае есть опасность, что наши естественные ценности будут повреждены. Необходимо выбрать между Богом и идолами, между Тем, кто создал и любит нас, и теми вещами, которые могут сделать нас своими рабами. От нашего ответа будет зависеть наша вера, наше будущее и будущее нашей страны. Только те люди, которые верят в высокие ценности и борются, чтобы достичь их, действительно являются гражданами, которые помогают своей стране идти вперед к лучшему будущему (http://catholic.by/2/libr/homilies/124944-chuwanne-gamilija.html).

В этот праздничный день обращаемся к Тебе, Воскресший Иисус, одари нас благодатью противостояния секулярной идеологии, которая уничтожает наше христианское самосознание и этим самым ослабляет нашу духовную жизнь. Помоги нам быть свидетелями Твоей безграничной любви в нашей повседневной жизни. Веди нас путем духовного воскресения, делающего нашу жизнь новым во всех его проявлениях.

Как Бог возлюбил нас вплоть до пролития последней капли крови своего Единородного Сына, также и мы должны вопреки секулярным тенденциям любить Его через исполнение Божьего закона. В обстоятельствах, когда люди все чаще живут так, как будто Бог вовсе не существует, необходимо противостоять идолам современного мира: эгоизму, идеологии потребительства, иллюзии легкого счастья и обогащения, равнодушию к чужим проблемам, потере чувства добра и зла, отсутствию смысла и цели жизни и т.д.

Пусть же безграничная любовь Христа сияет в каждом нашем действии и станет нашей повседневной жизнью. В одной из своих пасхальных гомилий святой Августин говорил, что если Христос страдал, то и нам нужно умереть для греха. Если Христос воскрес, то и нам необходимо жить для Бога. Если Христос перешел из этого мира в дом Отца, то и мы не должны сосредотачивать наши сердца на земных делах, а следовать за Ним к высшим. Если Он был распят, то и нам надо распять вожделение нашего тела. Когда Он лежал в могиле, то и мы, вместе с Ним умершие для греха, должны забыть о ветхом грешном человеке и стать новым. Если  Он находится в небе, то и нам необходимо сменить наши земные желания на высшие (S. Agostino, Discourse 229/D, 1: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/it/homilies/2009/ documents/hf_benxvi_hom_20090329_magliana.html).

12. Дорогие братья и сестры! Все люди доброй воли!

Поздравляю всех вас с радостным и спасительным праздником Пасхи Христовой! Поздравляю католиков и других христиан, которые сегодня отмечают этот праздник праздников! Пусть пасхальная радость наполнит наши сердца надеждой и милостями воскресшего Господа!

Со словами особого уважения обращаюсь к нашим православным братьям и сестрам, которые через неделю будут отмечать праздник Воскресения Христа! Желаю им так пережить Страстную седмицу, которая начинается, чтобы она ввела в настоящую радость пасхального “Аллилуйя”.

Воскресший Иисус, одари наше Отечество, Беларусь, нужными ей милостями, чтобы она была страной духовного воскресения, которое является гарантией гармоничной жизни на земле согласно Божьему плану и счастливой вечности. Желаю всем вам, соотечественники и все люди доброй воли, счастливых, полных Божьей благодати и Его покоя праздников Воскресения Христа.

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Эти свои пожелания подкрепляю благословением во имя Отца, + и Сына, и Духа Святого. Аминь.

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич
Митрополит Минско-Могилевский

Минск, 25 марта 2015 г.
Торжество Благовещения Господня

Использованная литература и принятые сокращения:

1. Катехизис Католической Церкви. Москва 1998 (ККЦ).
2. http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/it/homilies/2009/ documents/hf_ben-xvi_hom_20090329_magliana.html.
3. http://catholic.by/2/libr/homilies/124944-chuwanne-gamilija.html.

P. S. Глубокоуважаемые священники пусть прочитают это Послание верующим на Пасху 5 апреля 2015 г.

Источник: catholic.by

Перевод на русский язык - Портал Царква

Рубрика: