Надежда на Церковь

Выборы 19 декабря проходили особенно: если раньше приходском активисты и священники в большей мере поддерживали действующего президента, то сейчас среди этой группы избирателей у Лукашенко появился конкурент - православный Виталий Римашевский.

Подобная ситуация могла сложиться и в 2001 г., когда на выборах президента свою кандидатуру выдвигал директор завода «Атлант» и известный в православных кругах меценат Леонид Калугин. Пусть Лукашенко и был всегда «нашим», хоть и атеистом, да «православным», но в конкуренции с «православным верующим» в этом секторе общества Лукашенко всегда проигрывал. Виталий Римашевский, как и БХД в целом, сделали ставку на религиозно ангажированных людей, даже на определенную - церковную - субкультуру, и здесь не прогадали. Архимандриты и известные духовники, которые чувствуют свою общность с «единым русским народом», активистки православных сестричеств, которые чтут царя Николая II, и активисты православных братств, что мечтают об автокефалии, простые сельские священники и семинаристы, что голосовали бы при другом раскладе за Лукашенко, в настоящее время выражали свою поддержку Виталию Римашевскому, который уверенно брал эти 1-2% белорусского общества (с которыми часто ассоциируются православные  в более широком представлении -  50-80%).  И часто внутренняя мотивация здесь была не в том, что разделялись положения программы кандидата, но вот в такой субкультурной идентификации: «он такой как мы, он регулярно причащается», и именно поэтому за него нужно голосовать, даже если он белорусскоязычный, не за единство с Россией и т.д.

Тогда, в 2001 г., широкую общественность не очень интересовал судьба «кандидата в кандидаты» Леонида Калугина, который поплатился за свою неудачную попытку выдвинуться.  Лишенный своего поста, под следствием, православный деятель вынужден был лечить свою душу не только в церкви, но и в специализированном учреждении, выйдя откуда он принял монашество, даже затворничество и ушел из публичной политики. Какая тогда была реакция церкви, сказать сложно. Говорят, иерархи, в том числе российские, обращались к Лукашенко, пытаясь облегчить участь своего бывшего мецената. Но никаких открытых и публичных заявлений не было, все решалось, если и решалось, за закрытыми дверями, на своем номенклатурным уровне.  Тем более, что и сам Калугин был человеком «большим» и «номенклатурным», и православие его было хотя и искренним, но «номенклатурным», с наведением «православных» порядков на заводе, строительством там храма, постными меню в столовой, воскресными школами прямо в заводских общежитиях.

Кандидат же Римашевский - человек другого православного типа: он не директор, не генерал и не меценат-бизнесмен; зато изучал богословие в достаточно неноменклатурном учебном заведении - Свято-Филаретовском Институте в Москве; хотя и был одним из лидеров православного братства в честь блг. кн.  Константина Острожского при Свято-Петро-Павловском соборе, однако у этого братства была особая «оппозиционная» репутация.  Поэтому и по сравнению с «номенклатурным» Калугиным, его позиция в церковных кругах не была такой твердой. Тем не менее, можно с уверенностью отметить, БПЦ Виталия Римашевского не «сдала».  Достаточно было одной крохотной «реплики пресс-службы» чтобы подмочить реноме православного кандидата, но такой реплики не последовало.  Более того, еогда в 2009 г. диакон Кураев выступил по Белорусскому телевидению со словами, которые могли быть с определенностью интерпретированы как критика БХД, Экзархат устами ответственного за связи с СМИ архим. Алексия Шинкевича, выступила с критикой Белорусского телевидения и диакона Кураева, назвав показанное и сказанное в передаче «политической клеветой и фальшивкой» 1.

И вот 19 декабря произошли известные всем события. Первый представитель церкви с реакцией на них - прот. Федор Повный - появился в вечернем эфире телеканала ОНТ во время всем памятного ток-шоу. Он уверенно осуждал тех, кто в этот момент был на пл. Независимости.  От прот.  Федора другого и ожидать было нельзя, так как в белорусской церкви и белорусской политике этот священник имеет специфическую роль.  Один из самых влиятельных священнослужителей БПЦ,  возглавляющий департамент по внешнеэкономическим связям,  с которым связана деятельность скандального предприятия «Диакония», настоятель прихода "Всех святых" с известным домом милосердия и храмом-памятником, в закладке которого принимал личное участие Лукашенко, с которым прот. Федора связали близкие дружественные отношения. 2 Фактически, именно Федор Повный становится посредником в отношениях между Президентом и Белорусским Экзархатом. Конечно, от такого представителя церкви нельзя ждать иного.

Следующим элементом стало поздравление А. Лукашенко с переизбранием на президентский пост Патриарха Московского Кирилла 3, в котором подчеркивается «уровень народного доверия», «система церковно-государственного партнерства» и необходимость идти «по пути развития братских отношений с Россией».  О Патриархе тоже следует сказать несколько слов.  Во время визита в Минск в сентябре 2009 г. Патриарх выразил свое достаточно скептическое отношение к деятельности А. Лукашенко в качестве Президента 4, а сам А. Лукашенко выразил недовольство Патриархом, проигнорировав его выступление во Дворце Республики. Более того, в отношениях «Патриарх-Лукашенко» последний позволил себе ряд провокационных шагов - начиная с визита в Ватикан якобы от имени Патриарха 5 ,и заканчивая визитом в Константинополь, вроде бы тоже с благословения Патриарха 6. Последний год наблюдалось явное похолодание отношений Лукашенко и БПЦ,  Лукашенко и РПЦ,  единственное, что оставалось конкретным - это отношения Лукашенко все с тем же прот.  Федором.  Тем не менее, известно, что Патриарх Кирилл, несмотря на недовольство действиями Лукашенко, именно на него сделал ставку как на про-российского, соответствующего интересам Русской Православной Церкви, Российского государства, и всему «русскому миру».  Говорят, что именно Патриарх способствовал примирению белорусского президента с Кремлем, несмотря на все «потемкинские деревни» государственно-церковного сотрудничества в Беларуси.

Если мы определили, что посредником между БПЦ и белорусским режим является Федор Повный, то нельзя ли допустить, что он же является посредником и между белорусским режимом и РПЦ? Есть несколько фактов, свидетельствующих в пользу этого: во время визита Патриарха в Минск именно приход прот.  Федора Повного, этот символ симфонии отдельно-взятого прихода и государства, который, напомним, получает большую поддержку со стороны лично Президента, Патриарх посетил аж дважды.  Именно прот. Федор Повный организовал лекции близкого к Патриарху протод.  Андрея Кураева, который выступил по белорусскому телевидению в уже упомянутой передаче против БХД (а прот. Федор имеет также непосредственное отношении к  БТ, ведет там передачу). Кстати, позицию в защиту БХД, высказанная архим. Алексием Шинкевичем, Кураев интерпретирует достаточно однозначно: таким образом архимандрит Алексий просто пытается оттеснить от митрополита прот. Федора Повного 7! Казалось бы, причем здесь Ф. Повный к сюжету против БХД? Но оказывается, причем. Более того, там же Кураев намекает и о грядущей отставке архим. Алексия, которая в конце концов и происходит  в преддверии президентской кампании - опального священника обвиняют в «эксцентричности» 8.  Не свидетельство ли этого того, что архим. Алексию не удалось «отеснить» прот. Федора, а как раз наоборот, прот.  Федору удалось оттеснить человека, который позволял себе высказать позицию? Таким образом, можно утверждать, что место Повного становится все более и более прочным, он вполне может претендовать на роль посредника, и, таким образом, влиять и на позицию Патриарха, делая ее более лояльной для своего «протеже», возможно, что прот. Федор приложил руку и к поздравлению Патриарха с переизбранием Лукашенко, поздравления, которое возмутило и разочаровало многих православных белорусов, как возмутили и действия государства 19 января.

В качестве реакции  на действия режима - жесткий разгон на Октябрьской площади и массовые репрессии - ряд православных белорусов присылает церковному руководству ряд писем с просьбой занять позицию относительно событий 19 декабря.  Более того, эти письма печатает официальная газета Минской епархии «Царкоўнае слова» 9 с тиражом 5000 экземпляров. Кстати, первым редактором газеты «Царкоўнае слова» был уже упомянутый архим. Шинкевич, сейчас эта газета издается в Петро-Павловском соборе г. Минска. «В этих письмах - тревога и беспокойство о судьбе заключенных, забота о состоянии здоровья потерпевших, просьбы к Митрополиту Филарету совершить миссию миротворчества, милосердия и единения в белорусском обществе» - комментирует письма редакция «Царкоўнага слова», и независимые средства массовой информации торжествуют: наконец-то БПЦ заняла позицию! К этому добавляется еще и отсутствие поздравления со стороны митрополита.  Филарета к Лукашенко, и рисуется новый, доселе незнакомый, оппозиционный образ тех, кого обычно оппозиционная общественность обвиняет в антибелорусскости, антидемократичности, калониальности и т.д.  Настолько, что демократическая общественность не замечает, что в том же «Царкоўным слове» дается и сдержанный комментарий епархии от имени газеты: «При этом священник несет исключительно духовную миссию, не ставя перед собой задачи оценки действий правосудия», «Белорусский Православная Церковь никогда не призывала верующих к выражению тех или иных политических предпочтений, тем более, если это связано с нарушением действующего законодательства» и подобные сентенции.

Безусловно, это не прямое осуждение действий тех, кто не признал победы А. Лукашенко, однако между строк читается, что вмешиваться и занимать позицию Церковь не будет. Для кого-то это уже много, но очевидно, что церковное руководство просто не смогло полностью проигнорировать гражданское действие православной общественности; именно позиция определенных кругов православной общественности здесь достойна оценки: пусть, позиции слабой и высказанной пока еще тихим голосом, но позиции, которая формируется, которая приобретает очертания. Важно отметить и позицию «Царкоўнага слова» как средства массовой информации, которое не побоялась напечатать письма; однако эту позицию пока нельзя приписывать руководству БПЦ, которое не заставило долго ждать и сомневаться, и в лице Митрополита Филарета выразило благословение А. Лукашенко на его президентство  и на Рождество, и на инаугурации 10. Были попытки увидеть в выступлениях Митрополита некий намек  в виде иконы Иоанна Предтечи (известного своим изобличением грехов властителя) в качестве подарка на Рождество или в каких-то формулах выступления на инаугурации, однако вряд ли можно всерьез называть это «выражением позиции».

Однако очевидно, что со своей стороны Лукашенко ярко демонстрирует отношение к БПЦ - как видно, он ожидал от нее большего. И вот, даже на Рождество Лукашенко идет не в кафедральный собор, куда, кстати, он стал заглядывать все реже и реже, а на более комфортную для себя территорию - в храм Всех святых, к своему другу прот. Федору Повному.  Может быть, Лукашенко даже такие полунамеки и невыражение поддержки считает для себя оскорблением?  Может быть, он хочет продемонстрировать, чья позиция в БПЦ заслуживает одобрения со стороны государства?  О мотивах можно только догадываться, но факт похолодания отношений на виду.

Кроме писем в «Царкоўнае слова», с письмами к Патриарху - более жесткими и твердыми в своем содержании - обращаются Ольга Ипатова 11 и шестьдесят православных верующих 12, пытаясь призвать последнего к более соответствующей белорусской действительности реакции. Однако Патриарх, выступая на Архиерейском соборе, показал, как он видит белорусскую действительность: «Церковно-государственные отношения в Беларуси свидетельствуют о понимании государством возможностей, которые дает гражданину вера, соединенная с активной гражданской позицией» 13.  В частности, Патриарх отметил следующие положительные моменты: 1. Закон о свободе совести отмечает определяющую роль Православной Церкви; 2. Действует рамочное соглашение БПЦ с государством, а также двенадцать соглашений с различными ведомствами; 3. Регистрация права интеллектуальной собственности на слово «православная» исключительно за БПЦ; 4. Утвержден министерством образования факультативный курс «Культура и религия»; 5. Есть другие достижения сотрудничества Церкви со светскими образовательными учреждениями; 6. Проводится реализация экспериментального проекта по разработке внеучебных курсов и факультативов, ориентированных на духовно-нравственное воспитание в духе православных традиций; 7. Курс «теология» в БГУ и ВГУ; 8. Опыт взаимодействия БЭ и Департамента исполнения наказаний.  Недостатки же Патриарх видит в том, что хотя государством созданы все законные основания для воспитательной и факультативной работы, со стороны руководства школ, садов и представителей органов управления создаются препятствия в реализации воспитательной работы в учреждениях образования.

Либо Патриарх, зная о реальном состоянии церковно-государственных отношений видит в перечисленных «формальных» положениях достаточные причины поддерживать Лукашенко, либо он ищет для себя оправдание в этом, аргументируя интересами Церкви, закрывая глаза на то, что все перечисленное, по сути, «потемкинские деревни», за которыми не стоит практически никакого масштабного сотрудничества.  Либо кому-то в Беларуси, кто готовит для Патриарха аналитические записки о состоянии вещей, выгодно, чтобы Патриарх верил в эти «потемкинские деревни», списывая все неудачи конкретной реализации программ на директоров школ, руководителей детских садов и низших начальников. Кому это может быть выгодно? Либо тем, кто хочет обелить белорусский режим и представить его как защитника православной церкви, либо тот, кто хочет обелить БПЦ, которая, фактически записывает в свой «триумф» несуществующие победы.

На мой взгляд, теперь в Православной Церкви происходит что-то более масштабное, чем введение уроков православия в школах. И это более масштабное - формирование субъектности православной общественности.  Провинциальные батюшки собирают на приходе деньги для помощи заключенным и привозят на Управу БНФ. В разных храмах служатся молебны о здравии заключенных. Под письмом к Патриарху стремятся поставить подписи уважаемые в БПЦ священники.  В блогах православные пишут о том, какой должна быть роль церкви в политике,  какой должна быть позиция церкви. И тут Патриарх прав - мы можем наблюдать свидетельство о тех возможностях, которые дает гражданину вера, соединенная с активной гражданской позицией.  И это позиция рождается не сверху, а с середины церкви. И на эту позицию можно надеяться. Ведь если с позицией, которая исходит из понимания социальной этики, а не из политической конъюнктуры, выступит высшее православное руководство, оно сделает это только под давлением православных верующих.

Здесь можно согласиться и с Константином Шыталем - власти поставили Церкви перед серьезным нравственным выбором 14, впрочем, это выбор насущен уже давно, но сейчас на этом поле начинают появляться новые игроки.

 

1 http://www.svaboda.org/content/article/1842212.html

2 Малютин А. Церковный премьер Беларуси. Федор Повный - священник у олимпа политической власти  // Портал Кредо

3 http://www.patriarchia.ru/db/text/1347158.html

4 Васілевіч Н. “Новы патрыярх і “недасканалы” праваслаўны лідэр” // BISS

5 Василевич Н. За Папой и Патриархом // Наше мнение

6 Васілевіч Н. Візіт у Новы Рым // Arche

7 Блог диакона А.Кураева

8 Интервью Патриаршего Экзарха пресс-службе Белорусского Экзархата “О кадрах, дисциплине и ответственности” 

9 http://churchby.info/rus/654/

 10 http://churchby.info/rus/661/

11 http://churchby.info/rus/653/

12 http://churchby.info/rus/652/

13 http://www.patriarchia.ru/db/text/1399703.html

14 Блог Кастуся Шыталя

 

Наше мнение

Рубрика: 

 

 

Еще по теме Анализ религиозной ситуации в Беларуси:Еще по теме Церковь и президентские выборы 2010 г.: