16. Архиепископ Австралийский.

В далекой Австралии, где святительствовал архиепископ Савва, возникли большие нестроения вокруг Кафедрального Собора и среди его прихожан. Престарелый Архиепископ сам и его викарий епископ Константин справиться не могли. В этой обстановке вспомнили про меня.

Архиепископ Савва и раньше писал мне письма, в которых приглашал переселиться в Сидней, считая меня свободным архиереем, не возглавляющим епархии. Однако, в этих письмах ничего конкретного не предлагал. Но я и не обращал внимания, отвечая общими фразами из вежливости. Он даже писал что-то митрополиту Филарету, потому что тот запрашивал меня, не думаю ли я уехать в Австралию. Но это была лишь переписка, не имевшая никаких конкретных результатов.

В начале сентября того же 1969 года был созван Архиерейский Собор в расширенном составе, который постановил следующее:

“... 23 августа/5 сентября 1969 года слушали письменные доклады епископа Константина о положении дел с регистрацией соборного прихода в Сиднее и архиепископа Саввы о положении дел в Австралийско-Новозеландской епархии. Архиепископ Савва вновь указывает на то, что он уже и ранее писал, что Преосвященный Архиепископ Афанасий, как человек с высшим богословским образованием, хороший канонист и опытный администратор мог бы быть полезным для Австралийской епархии. Теперь Архиепископ Савва подчеркивает, что при создавшейся в данный момент обстановке, Архиепископ Афанасий необходим в Австралии, если мы желаем сохранить епархию в нашей Зарубежной Церкви. Поэтому Преосвященный Савва считает совершенно необходимым скорейший перевод Архиепископа Афанасия в Австралию для возглавления Австралийско-Новозеландской епархии. После обсуждения этого вопроса постановили:

1. Преосвященного Архиепископа Савву по настойчивой его просьбе, вследствие его болезни, освободить о управления епархией с выражением ему благодарности за многолетние труды по управлению епархией с тем, что он назначается представителем Архиерейского Синода для названной епархии.

2. Преосвященный Архиепископ Афанасий переводится с кафедры Буэнос-Айреской и Аргентинской на кафедру Австралийско-Новозеландскую. Поручить ему безотлагательно привести в исполнение вышеозначенное определение и вступить в управление Австралийско-Новозеландской епархией.”
На кафедру Аргентинской епархии был назначен Архиепископ Чилийский Леонтий (Филипович), который много лет мечтал об этом.

Перемещение меня в Австралию было большой неожиданностью для меня. Собравшиеся архиереи на заседание не сочли нужным, хотя бы по братской вежливости, запросить меня по телефону или телеграммой о моем согласии, как это делалось обычно в других случаях с другими архиереями. Об этом переводе я узнал из письма епископа Саввы (Сарачевича) Эдмонтонского, викария Канадской епархии, который поспешил известить меня частным порядком. Узнав о своем переводе, я немедленно послал телеграмму митроп. Филарету, прося его остановить действие этого постановления. В дополнение к телеграмме выслал ему же обстоятельное и мотивированное письмо по тому же делу. Ни ответа, ни изменения положения не последовало. Оказалось Митрополит отдыхал в Сан-Франциско (Калифорния), куда он уехал поездом по окончании заседания Архиерейского Синода. На мое письмо ответил с большим опозданием из Сан-Франциско, указавши, что не может отменить постановления Синода относительно меня. Тогда я выслал ему второе свое письмо с настойчивой просьбой оставить меня в Аргентине. В нем я предлагал отправиться в Австралию лишь временно на три месяца с целью познакомиться там с обстановкой и возможностью осуществления моей помощи в спорном деле. Ответа от митрополита Филарета не последовало.

Вскоре начали атаковать меня письмами и телефонами из Сиднея, знакомя меня с сущностью спора вокруг собора. Меня торопили с прибытием в Австралию, потому что викарный епископ Константин, бывший мой подчиненный священник в Германии, организовал кампанию против меня и моего назначения туда. На мой запрос относительно епархиальных дел он ответил мне, рекомендуя не спешить с прибытием, пока все не успокоится. Писал мне и архиеп. Савва, который выражал сожаление, что меня не было в Сиднее, когда начался спор там. Я бы, по его мнению, не допустил бы до этого. Одним словом, картина показалась мне очень мрачной. Вышло, что я отправлялся туда, как на боевой фронт.

Откладывать на долгое время свой отъезд в Австралию я не мог, потому что в Синодальном указе было предписано мне безотлагательно вступить в управление Австралийской епархией. Кроме того, изо дня на день я ожидал прибытия моего заместителя архиепископа Леонтия, которому я писал, приглашая приехать, чтобы принять от меня Аргентинскую епархию. Я решил уезжать в Австралию. Назначил на воскресенье 17 ноября прощальную литургию прихожанам кафедрального собора, а на следующий день отлет самолётом в Нью-Йорк. Сейчас же написал письмо митрополиту Филарету и членам Архиерейского Синода, прося их собраться в Синоде к моему прибытию для того, чтобы пересмотреть мое дело с назначением в Австралию.

С болью в сердце я расставался с прихожанами и с Аргентинской епархией, где столько потрудился при её организации. Прилетел в Нью-Йорк и явился я в Синод. Никто из архиереев не приехал туда, как я просил. Митрополит продолжал отдыхать в Сан-Франциско, занимаясь своим любимым занятием — ужением рыбы. Архиепископ Никон сказал мне, что без митрополита Синод не может состояться. Ничего не оставалось мне иного, только отправляться в Сидней на тяжелый подвиг. Сообщил туда о дате своего приезда авионом.

Мой маршрут в Сидней: Нью-Йорк — Лос-Анджелес — Гонолулу — Австралия. В Лос-Анджелесе провожал меня архиепископ Антоний Лос-Анжелесский (Синкевич), который был весьма внимательным ко мне, что показалось мне подозрительным, так как раньше таковым он не был. С тяжелым чувством путешествовал всю двойную ночь, не спал, а размышлял о предстоящем мне мучении. Я ясно сознавал, что ожидает меня в Сиднее. При приближении к Сиднею охватило меня тяжелое скорбное чувство, в результате чего появились у меня слезы, которые еще сильнее меня расстраивали и беспокоили. Сходил я по ступеням из самолёта в Сиднее на аэродроме, опечаленный и заплаканный.

В таком состоянии встретили меня оба викарных епископа: Константин и Феодосий. Встречали на аэродроме и представители прихожан собора: церковный староста и другие. Епископы увезли меня в архиерейскую резиденцию в Кройдон.

Прибыл я в Сидней 9 декабря. С того момента началась моя страда, а вернее Голгофа. Сейчас же по прибытии посетил кафедральный собор и архиеп. Савву, который находился в монастыре в 55 милях от Сиднея. Архиепископ высказал мне свои пожелания, похожие на инструкции. Были со мною оба викарных епископа. Сразу же ошарашили меня своими разговорами и неприятными требованиями, особенно еп. Константин. Еп. Феодосий загадочно молчал. От этой первой встречи с тремя Архиереями я вынес впечатление, что попал в осиное гнездо. Понял тогда, что они пойдут против меня, если я предприму мероприятия не в их духе. Так и случилось.

Познакомился с епархиальными делами. Велись они своеобразно и не по церковным правилам (имею в виду Положение о Православной Русской Церкви Заграницей). Настоящего Епархиального совета не было, а вместо этого был какой-то своеобразный парламент, состоявший из подобранных епископом лиц, своих почитателей. Епархиальные собрания из духовенства и представителей прихожан не созывались много лет. Мне было ясно, что необходимо созвать это собрание и выбрать на нем епархиальный совет. Мне казалось, что эти два органа Епархиальной власти могут оказать мне большую помощь. К осуществлению этой мысли я и приступил.

Епархиальное собрание я созвал в государственный австралийский праздник, когда все свободны от занятий и службы. Некоторые предупреждали меня его не созывать, но я считал, что хуже не будет, чем есть. Надеялся на благоразумие съехавшихся священников и делегатов от мирян с каждого прихода. В своих предположениях я сильно ошибся. На собрании выступали революционеры с провокационными речами при полном равнодушном молчании остальных, которые могли бы высказать полезное для дела суждение. К сожалению, таковых не нашлось. Оказалось, что еп. Константин позаботился сильно подготовить и привлечь на свою строну более активных, которые и выступали на собрании. С еп. Константином действовал заодно и прот. Р. Ган, один из настоятелей сиднейских приходов, известный алкоголик. С трудом мне удалось добиться избрания кандидатов в Епархиальный совет, куда вошел тот же о. Ган.

Мои и прихожан кафедрального собора противники агитировали, и своей агитацией дезинформировали православных прихожан в Сиднее и в епархии. Для противодействия этому я приступил к изданию на ротаторе “Епархиального вестника,” в котором помещал свои распоряжения и сведения о церковной жизни. Архиеп. Савва, который уже находился на покое, оказался этим изданием недоволен и написал мне резкое письмо с требованием прекратить издаваемый мною “Вестник.” В спокойном тоне я объяснил ему пользу и необходимость этого издания. Его втягивали в церковные дела противники моих мероприятий.

Важным и главным делом для нормирования церковной жизни в Сиднее было изменение проведенной юридической регистрации соборного прихода, из-за которой всколыхнулась вся церковная жизнь не только в Сиднее, но и в епархии. Агитация с искажением действительности способствовали этому.

Для нормирования этой жизни Синод и назначил меня в Австралию вопреки моему желанию. И в этом направлении я сделал все то, что было возможно, и что было направлено для пользы епархии и церковной жизни. Но этого не хотели церковные смутьяны и злобно разагитированные группы людей, руководствуемых не церковными интересами, а личной амбицией и церковной смутой. Были выступления раньше и против архиеп. Саввы, но не имели успеха и прекращались. В данном случае создалась благоприятная обстановка, при которой смутьяны возвысили тайно свой голос. Это обстоятельство я учитывал и действовал со всею осторожностью и надеждой на благоразумие.

Русская пословица говорит, что один заварил кашу, а другой должен ее расхлебывать. На мою долю выпало несчастье расхлебывать кашу, заваренную архиеп. Саввой и его викарием еп. Константином. Стряпня началась после того, когда с благословения архиеп. Саввы, как епархиального архиерея, приходский совет Петропавловского прихода кафедрального собора провел по австралийским законам трудную юридическую регистрацию (инкорпорацию) своего прихода под названием “Церковная община.” Такие регистрации проведены во всех приходах США и Канады, а также в государствах Южной Америки и Западной Европы. Архиепископ Савва согласился на регистрацию и утвердил постановление общего собрания прихожан об этом, но после изменил свое решение и потребовал отменить проведенную регистрацию по поводу некоторых неясных параграфов юридического устава прихода. Приход не согласился отменить регистрацию, опасаясь, чтобы в будущем кафедральный собор, построенный их усилиями и жертвами, не попал бы в несоответствующие руки. Поднялся из-за этого спор архиепископа Саввы с соборянами. Он перестал служить в соборе в знак своего протеста. Сам он болел и передал управление епархиальными делами своему викарию еп. Константину. Тот запретил в священнослужении двух старейших священнослужителей: митрофорного протоиерея Феодора и архимандрита Вениамина. В соборе служил больной протоиерей Анатолий. В это спорное время прибыл я в Сидней.

Русское православное общество в Сиднее было разделено на прихожан собора в числе около 500 человек, и их противников по поводу регистрации. С самого начала я убедился, что отменить регистрации невозможно, как хотели этого ее противники, но я предложил компромиссное решение, — изменение параграфов зарегистрированного устава в духе канонических правил. Соборяне охотно согласились и сделали новую редакцию этих параграфов в приемлемом духе. Синод утвердил это изменение, одобрил его и прислал мне указ об этом, рекомендуя прекратить гражданский судебный процесс, начатый архиеп. Саввой и епископом Константином. Но такая постановка дела оказалась неприемлемой для противников регистрации во главе с арх. Саввой. Для общего сведения я опубликовал одобренные Арх. Синодом измененные параграфы, но эта публикация вызвала бурю негодования в среде противников. Эти противники открыли кампанию вражды и лжи против меня, оставив в стороне прихожан кафедрального собора.

Из противников регистрации образовалась так наз. “Инициативная группа,” которая приступила к действию. Всю свою акцию направила против меня, как епархиального архиерея. В состав ее вошли опытные провокаторы, агитаторы и бессовестные лжецы. Мало на словах, они печатали листовки против меня и раздавали их прихожанам в храмах и возле них, а также на городских станциях и возле церквей. Звонили мне по телефону и угрожали убийством, если я не выеду из Австралии. Окружили меня тайными шпионами и доносчиками, которые подслушивали разговоры, когда кто-нибудь из посетителей у меня бывал. Во время совершения мною всенощного бдения и на следующий день Литургии, по случаю престольного праздника архиерейской крестовой церкви Всех Святых России, хористы забастовали и отказались петь во время этих Богослужений. Они стояли на клиросе и не пускали петь добровольцев. С угрозами заставили уйти из церкви моих иподиаконов и прислужников. Крестный ход после Литургии вокруг храма я совершал под охраной скаутов ОРЮР (Организацией Российских

Юных Разведчиков, прим. ред.), которые окружили меня цепью. Архиеп. Савва и еп. Константин это знали, но сами хвалили и благословляли действия такого рода “Инициативной группы.”
Душою я отдыхал во время служения в кафедральном соборе. В нем всегда было полно богомольцев.

Ко мне относились как к архипастырю, с любовью и уважением. В соборе я служил часто.
Пока еще можно было, я собирал взрослую молодежь на духовные беседы. Приезжали многие. Мне приятно было видеть эту молодежь и вести с нею беседы. Они интересовались религиозными вопросами, потому и приходили в большом числе, заполняя большой зал при церкви в резиденции архиерея. Но враги и здесь начали свои действия. Они подсылали провокаторов, которые не давали мне спокойно вести беседы с молодежью, прерывали меня и задавали провокационные вопросы. Особенно усердничала в этом одна молодая замужняя женщина, на которую я наложил за ее поведение епитимью. Она, конечно, не подчинилась. Я вынужден был прекратить духовные беседы.

О тяжелом положении в Сиднее я писал свои доклады в Синод, но ободряющих ответов не получал. Я просил освободить меня и возвратить мне Аргентинскую епархию. На это Синод ответил, что он утверждает меня на Австралийской кафедре, а возвратить Аргентинскую епархию не может. В Синоде довольны были моим положением. Там друзей у меня не было, но были и недоброжелатели, от которых я много потерпел неприятностей.

В упомянутых условиях моей жизни в Сиднее наступил июль 1970 года — по австралийски это был зимний месяц, а по северо-американски — жаркое лето. Митрополит Филарет уехал в Сан-Франциско на отдых, его заместил в Нью-Йорке архиеп. Никон. В Синод поступали обильные, клеветнические доносы на меня от еп. Константина, прот. Гана и “Инициативной группы.” Архиеп. Никон прислал указ архиеп. Савве, как представителю Архиерейского Синода с поручением созвать всех архиереев: архиепископа Афанасия, епископов Константина и Феодосия и обсудить с ними создавшееся положение епархии, и найти выход из этого положения. Поручение было немедленно исполнено. Собравшиеся архиереи не могли ничего решить по причине расхождения во мнениях. Нервничал еп. Константин, сыпя всякие уличения “Инициативной группы,” и обвинения по моему адресу. Я решил оставить заседание, поскольку председатель архиеп. Савва его не унимал. Но все-же какое-то постановление вынесли и все подписали. Архиеп. Савва отослал его в Синод.

Вскоре пришел новый указ из Синода за подписью в этот раз митрополита. В указе приглашали прибыть на заседание Синода меня и викарных епископов по желанию. Указан был срок заседания. Первым улетел еп. Константин с делегацией моих противников. Еп. Феодосий остался. Я замедлился с отлетом в виду того, что писал доклады в Синод о положении Австралийской епархии. Когда же я прилетел в Нью-Йорк и приехал в Синод, то там застал еп. Константина с делегацией, которые успели уже оклеветать меня перед всеми членами Синода. Епископ Константин взывал к членам Синода: “Спасите епархию и уберите архиепископа Афанасия!” И это производило на них впечатление.
Архиерейский Синод в расширенном составе собрался на свое заседание, когда я прибыл на место. Моих докладов не захотели слушать, хотя я успел прочитать один. Еще до моего прибытия уже было решено уволить меня на покой. В этом я не сомневался перед отлётом из Сиднея в Нью-Йорк. Ожидая увольнения, я убрал свои вещи из архиерейских покоев в Кройдоне и освободил их для нового архиерея.

Итак я остался без епархии, без службы, на положении безработного. Мне было это тяжело сознавать, но перенёс я этот удар стоически, укрепляясь молитвою. В Синоде поступили со мной несправедливо и нечестно. Никто не высказал мне сочувствия. Полагали и ожидали, что, возможно, я перейду в другую юрисдикцию и тогда бы расправились со мною, но я остался. Обиду причинили мне огромнейшую, но я перенес ее в глубине своего сердца, отдав это дело на суд Божий. Я понимал, что владыки обошлись со мною, как с чужим для них. Один из старейших владык в заседании Собора епископов повышал голос на серба епископа Савву, когда тот высказывал свое мнение по обсуждавшемуся вопросу: “Вы серб и замолчите. Вам нет дела до наших вопросов.” И эта прошло при полном молчании остальных, по-видимому согласных с покрикивавшим.

Когда в Сиднее узнали о моем увольнении с Австралийской епископской кафедры, немедленно прилетела делегация в числе четырех человек в надежде спасти меня. По окончании заседаний Архиерейского Собора, митрополит уехал в Калифорнию, разъехались и все прочие епископы. Я остался в Синоде и навестил своих друзей и земляков в Соут-Ривер, недалеко от Нью-Йорка. Там существовал белорусский православный приход, находившийся в юрисдикции Константинопольского патриарха. Прибывшие из Сиднея делегаты, вызвали меня в Сан-Франциско. Они просили аудиенции у митрополита. Митрополит долго колебался, но принял холодно. Просили его назначить меня настоятелем кафедрального собора в Сиднее с подчинением непосредственно Архиерейскому Синоду. Их просьба не была удовлетворена. Со мною митрополит избегал встречаться и разговаривать. С супругами Букасевыми, бывшими в числе делегатов, по их приглашению, я улетел с ними в Сидней, прогостивши несколько дней в Сан-Франциско и остановившись у своего бывшего старого казачьего священника о. Николая Масича, настоятеля Синодального подворья в Бурлингейме.

Белорусы в Северной Америке неоднократно приглашали меня возглавить их приходы, но я не захотел переходить в греческую юрисдикцию, в которой они находились. Я решил остаться на покое и ожидать решения своей судьбы в дальнейшем.