17. На покое (1970-1971).
20.12.2010Возвращаясь из США в Австралию, я задержался с моими спутниками в Гонолулу на три дня с целью осмотреть достопримечательности этого знаменитого острова и города. При помощи туристического автобуса это было нетрудно. Сообщили в Сидней соборянам о нашем возвращении.
В Сиднее на аэродроме, несмотря на раннее утро, прибыло меня встречать более сотни прихожан кафедрального собора. Были, конечно, и противники в роли соглядатаев. Стояли вдали. Прихожане подходили ко мне, просили благословения, выражали сочувствие, но еще мало понимали о сути дела. Супруги Букасевы забрали меня в свой автомобиль и отвезли в свой богатый дом не только в гости, но оставили и на постоянное жительства, окружив меня заботой и вниманием.
На австралийскую архиерейскую кафедру назначили временно больного архиеп. Савву. Многие удивлялись мудрости Архиерейского Синода, который здорового архиерея почислил на покой, а больного назначили управлять епархией. Но это было лишь временно. Вскоре на его место назначили викарного епископа Феодосия.
При увольнении меня на покой разрешили мне члены Синода совершить лишь одну Литургию и проститься с прихожанами. Взамен собора, епископ Феодосией разрешил мне служить в приходской Свято-Николаевской церкви в пригороде Бенкстауне, где настоятельствовал архим. Вениамин, мною назначенный.
Несправедливо и глупо было отношение ко мне правящих архиереев: митрополита и еп. Феодосия. Так, например, когда умер настоятель кафедрального собора прот. А. Гильченко, епархиальный архиерей еп. Феодосий не прислал священника и сам не приехал его отпевать в соборе, в котором умерший служил. Некому было его отпевать и проводить на кладбище. Я просил их разрешения отпевать его, но мне не разрешили отпевать в соборе. Я вынужден был отпевать в англиканском храме на городском кладбище. Мне сослужили не епархиальные священники: архим. Вениамин и митрофорный протоиерей Феодор Михалюк, бывший секретарь епархиального правления при архиепископе Феодоре (ум. 5.5.1955). Все прихожане собора были возмущены отношением владык к усопшему.
После кончины о. Гильченко прихожане кафедрального собора остались без священнослужителя. Епископ Феодосий не назначил нового настоятеля, которого соборяне могли бы принять с радостью и любовью. По моему совету они собирались во все воскресные и праздничные дни в соборе, слушали пение хора богослужебных песнопений и чтение часов, апостола и Евангелия. Такая практика была вынуждена, но в женских обителях, в которых не было священника, инокини молились без священнослужителей. В старой Руси так бывало и в мужских обителях без священников. Несмотря на это печальное положение, собор был заполнен молящимися. Я сам удивлялся ревности соборян. С ними и я часто молился.
Наступили страстные дни перед Пасхой. Священнослужителя не было. Мне не позволял служить епархиальный архиерей. Соборяне заполняли собор на все Богослужения, но в эти святые дни Двенадцать Евангелий в страстной четверг читал мирянин, также по мирскому чину выносили и Святую Плащаницу. Трагически ожидали наступления Великой Субботы и пасхальной ночи. Мне жаль было до слез несчастных прихожан собора без священника. Я решил сам доставить им радость Святой Пасхи своим неожиданным служением в соборе, приступая к священнодействию на свой личный риск. О, как же радостно приняли мое выступление в святую Ночь! С каким радостным чувствам они пели во время крестного хода и отвечали на мои пасхальные возгласы: “Христос Воскресе!” Мне казалось стены собора ликовали вместе с молящимися в эту Святую Пасхальную Ночь. Архиерейский Синод не осмелился применить ко мне санкций за это мое пасхальное Богослужение.
Пользуясь своим свободным временем, я писал доклады всем епископам Зарубежной Церкви об ошибках Синода в несправедливом отношении ко мне. Таких докладов я написал несколько и разослал их по адресам. Никто мне не ответил на них — боялись. Но мне важно было, чтобы знали об этом. Тогда я убедился, что наши архиереи озабочены только своими епархиями и самими собой. Проявлялся в какой-то степени эгоизм, как равно отсутствие братской любви и сочувствия к другим. Однако, я никого не осуждал и ничего от них не желал, но молился: “Избави мене, Господи, от клеветы человеческия и да не обладает мною всякое беззаконие.”
Хотя я находился на покое, но покоя мне не давали, мои противники продолжали клеветать на меня открыто, особенно по поводу опубликованной мною брошюрки об условиях моей жизни и деятельности в Австралии. В ней я описал все ужасы, какие приходилось мне испытывать, будучи на австралийской архиерейской кафедре. Это не нравилось моим врагам. Придирался ко мне также епископ Феодосий, который требовал от меня, по наущению моих врагов, выражения какой-то лояльности к Архиерейскому Синоду в письменной форме и опубликования ее в солидаристской русской газете в Мельбурне “Единение.” Он оправдывался тем, что ему приказал митроп. Филарет затребовать от меня эту лояльность. От меня требовать лояльности Архиерейскому Синоду и, очевидно, Русской Православной Церкви Заграницей — мне, прослужившему этому Синоду и Церкви верою и правдою 25 лет, была формой издевательства надо мною, старым архиереем и по летам и по сану! Молился словами Псалмопевца: “Избави меня, Боже, от угнетения человеческого и от человека лукавого и несправедливого.”
По-прежнему я находил себе утешение среди прихожан кафедрального собора, с которыми я вел духовные беседы в зале при соборе, в воскресные дни вечерами. Беседы были на темы богословские и религиозно-просветительные. Душевно я отдыхал в гостеприимном доме Букасевых, где мне было хорошо и уютно.
Находясь на покое, я получал много писем от старых друзей из разных стран, даже из Советского Союза, и от своей паствы из Аргентины. Всем отвечал и всем сообщал о своей жизни. В Советском Союзе священствовали мои университетские коллеги и многие мои студенты интернатские богословского факультета в Варшаве. Судьба разбросала их по обширной территории этой страны, как равно и нас в эмиграции. “Оттуда” писали осторожно и кратко, боясь цензуры и надзора государственных органов, писали мне через своих знакомых в США или прямо на адрес страны, где я жил, без указания города и улицы. На конверте писали только по-русски “Архиепископ Афанасий.” Письма доходили, и почта, доставляла мне.
Из США и Канады, из Германии и Франции, из Южной Америки мне писали друзья, выражая мне свое сочувствие по поводу увольнения меня на покой.
Ниже мне показалось нужным и важным привести выдержки из этих писем моих друзей, чтобы показать, как и в какой степени каждый из них воспринял и пережил Синодальный акт о моем увольнении на покой. Не называю фамилий, потому что это не нужно.
— “Ваш вынужденный уход на покой нас сильно возмутил той несправедливостью, какою проявил по отношению к Вам Синод Зарубежной Церкви”
— “Дорогой Владыка! Собрался отнести письмо на почту, но переживая все происшедшее с Вами, не спал всю ночь, обдумывая, и пришел к заключению, что Ваше увольнение является результатом интриг против Вас.”
— “Ваше Высокопреосвященство, глубокочтимый и дорогой Владыка! Мы потрясены не только самим фактом увольнения Вас на покой, выдающегося Иерарха, без Вашей просьбы, но также и его истинными причинами, хотя и тщательно скрываемыми. Если мы вспомним, что еще недавно, Вас без Вашей воли перевели из Аргентины в Австралию, то получается ясная картина злой и бесчестной интриги. Не хотелось до сего времени верить, что в среде иерархов нашей Зарубежной Церкви есть лица, которые личные интересы карьерного характера поставили выше интересов св. Церкви”...
— “Даже митрополит и Синод нам ничего не отвечают на наши просьбы и требования возвратить Вас к нам в Аргентину. Лица, заправляющие синодальной канцелярией, не имеют Бога в сердце своем, чинят полный произвол и беззаконие. Ведь то, что сделали с Вами — преступление.”
— “Мы потрясены ужасом несправедливости, какая проявлена по отношению к Вашему Высокопреосвященству. Мы ужасно все скорбим за Вас и безгранично сочувствуем. Эта подлая игра, конечно, была продумана и разработана заранее. Они знали, что сразу взять и убрать Вас из Аргентины вызовет бурю протестов, а потому перевели Вас в Австралию, зная заранее, что за короткое время там Вы не успеете приобрести много друзей. Но какую подлую роль сыграл австралийский Савва! Он, ведь, просил именно Вас туда назначить и когда назначили — так отвратительно поступил! Вас убрали с дороги. Все взятое вместе очень и очень печально… ”
— “Решение Синода, исключившее архиепископа Афанасия из числа правящих епископов Русской Православной Церкви Заграницей, мы, нижеподписавшиеся, считаем несправедливым и жестоким, приводящим в смущение многие сотни верующих православных людей не только в Аргентинской и Австралийской епархиях, но и во всей Зарубежной Церкви (прошение аргентинской паствы).
— “А Аргентинской епархии неспокойно – волнения. Синодальная канцелярия теряет свой престиж. Положение создастся тяжелое.”
— “Неожиданное известие, что Синод уволил Вас в заштат, как гром с ясного неба, поразило и взволновало в Буэнос-Айресе всех нас. Решиться на удаление такого заслуженного Архипастыря, как Вы, Ваше Высокопреосвященство, когда повсюду ощущается острый недостаток не только в энергичном и образованном духовенстве, но даже и в обыкновенных священнослужителях, могут лишь те, которые ставят свои интересы, личные и групповые, выше всего, даже Церкви.
— “ Ваше Высокопреосвященство, Дорогой Владыка! Грустно все то, что произошло и происходит в Австралии. Нам со стороны разобраться во всем этом невозможно. Всей душой сочувствую Вам и сострадаю Вам. Знаю только одно, что владыка Савва сам требовал Вас немедленно в Австралию, как единственного человека, который может спасти епархию. Я же привык видеть в Вашем лице на Соборах начало благоразумия и законности. Во многие вопросы, обсуждавшиеся на Архиерейских Соборах, Вы вносили порядок и ясность. Вы рассуждали всегда спокойно и убедительно, побеждая противоречащих Вам логикой и знанием канонов. И вот, теперь посыпалось на Вас столько огорчений и неприятностей. Не могу никого осуждать, так как я от происходящего у Вас далек... Помоги Вам Господь, дорогой Владыко, перенести мужественно все испытания и гонения. Понимаю, как много Вы сделали в Аргентине, и Ваши враги там, увы, вместе с архиепископам Леонтием, сделали Ваше возвращение туда невозможным. Мне стыдно за владыку Леонтия, которого Вы на Соборах всегда поддерживали и защищали”... (Единственный архиерей это написал мне.)
— “ По собственному маленькому опыту знаю, как тяжело, невыносимо тяжело, переносить напраслину и несправедливость, да еще к тому же от своих собратий. Конечно, мой опыт не сравнить с тяжелым испытанием, которое Вам пришлось перенести. Но я могу сказать, что Вы перенесли все скорби с христианским достоинством и смирением, что может послужить для многих примером. Я не знаю, как другой вел бы себя на Вашем месте. Встречаясь с Вами на Соборах в Нью-Йорке, по Вашему поведению я видел, что Вы все всем простили и не питаете ни к кому враждебных чувств, а только со скорбью вспоминаете минувшее. Думаю, что забыть, вычеркнуть из своей памяти обиды и напраслины, очень трудно. Но если Вы смогли так мужественно претерпеть, когда все совершилось на деле, то я уверен, что и воспоминание скоро потеряет свою остроту.”
— “Уж очень коварно Вас обманули. И сделали это чиновники в рясах, блюстители правды и справедливости. Бог видит правду, да не скоро скажет.”
— “ Агитация против владыки Афанасия началась еще за несколько недель до его прибытия в Австралию. В Сиднее эта акция была поручена прот. Ростиславу Ган, который звонил одному видному общественному деятелю, прося его помочь в устройстве собрания протеста против назначения в Австралию Архиепископа Афанасия. В Сиднее это начинание не имело большего успеха, но публичное собрание в Мельбурне, состоявшееся 2 ноября 1969 года в помещении школы при Покровском храме (кафедральном), было удачным. Собранием была вынесена резолюция на имя митрополита Филарета с настоятельной просьбой отменить назначение Архиепископа Афанасия в Австралию. Это собрание нашло отклик в клеветнической статье № 44 газеты “Единение” от 7-го ноября, т.е. тогда, когда Архиепископ Афанасий был еще за тридевять земель от Австралии.” (Из журнала).
— “ Архиепископ Афанасий прибывает в Австралию 9-го декабря 1969 года с тяжелым чувством. Внутренний голос подсказывает ему, что на новом поприще готовится для него что-то недоброе... Позади враждебно настроенный Синод, намеренно посылающий его как на заколение, впереди два враждебных архиерея, бывших соперников, но ставших теперь сообщниками, а за ними злобная ошалевшая от слепой ненависти чернь, накаленная церковная общественность, подстрекаемая агитацией, как “жидове излиха вопияху — распни Его!”(из печати).
— “ Когда архиепископ Афанасий был в Австралии, на него сыпались, как из рога изобилия: оскорбления, доносы, провокации и все, что присуще торговцам темных дел. Распространялись листовки в церквах, на папертях церковных, на собраниях; посылались по почте, а содержание листовок — как выше указано.” (Из печати).
— “Поставленный в необходимость избрать между верой в правду или верой в ложь, ослепленный неприязнью к Архиепископу Афанасию, синодальная канцелярия поверила лжи.” (Из печати).
Приведенные цитаты из частных писем и журнальных статей свидетельствуют о том положении, в каком я находился в то время и что думали миряне и духовенство.
О своем положении в Австралии я издал отдельную брошюру.
Еще по теме Катакомбы веры в стране Советов:
- Прошел первый концерт в память новомученников
- Умер 91-летний священник Георгий Сапун, восстанавливавший церкви, сожженные партизанами в годы войны
- Греко-католики Брестчины установили крест в Куропатах (Газета "Царква")
- На минском приходе Архангела Михаила состоялась встреча, посвященная памяти новомучеников
- Жизнеописание священника Павла Севбо для представления на канонизацию
- Бобруйская епархия: История гонений